Что следует понимать под предельными нормативами формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления (статья 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации)? Вправе ли высший исполнительный орган субъекта РФ устанавливать в данном случае предельные нормативы должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих?
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. При этом нормы части 1 данной статьи предусматривают, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). Следовательно, расходы местных бюджетов на оплату указанных категорий лиц должны осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 136 Кодекса исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении дотационных муниципальных образований устанавливает нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. Данные нормативы применяются в отношении муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета. Такие муниципальные образования начиная с очередного финансового года не имеют права превышать указанные нормативы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 990 утверждена методика, определяющая порядок расчета на 2009 год нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ограничивающих максимальный размер расходов субъекта Российской Федерации на указанные цели. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации не устанавливается понятие "нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, указанных должностных лиц местного самоуправления и (или) содержание органов местного самоуправления", а также порядок и критерии их установления. В связи с этим правовое регулирование указанных вопросов относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Таким образом, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть установлены указанные нормативы по категориям данных лиц, группам должностей муниципальной службы и отдельным должностным лицам местного самоуправления, а также в отношении размеров их должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат к ним (в том числе в денежном выражении). При этом указанны нормативы должны содержать только предельные значения, которые не должны превышаться органами местного самоуправления при формировании указанных расходов местных бюджетов.
Указанные нормативы могут устанавливаться и в виде предельных размеров расходов местных бюджетов в целом на оплату труда депутатов, указанных должностных лиц местного самоуправления и (или) содержание органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Такие нормативы органы местного самоуправления также не могут превышать при формировании расходной части местных бюджетах. При этом они могут дифференцироваться по группа муниципальных образований субъекта Российской Федерации в зависимости от численности их населения, налогового потенциала, географического положения, а также иных объективных условий и факторов социально-экономического развития муниципальных образований, определяемых законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.