Возможно ли сохранение в собственности муниципальных образований всего муниципального жилищного фонда, а не только муниципального жилищного фонда социального использования для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан?
В настоящее время существует проблема неоднозначного правового регулирования федеральным законодательством установления права собственности на муниципальный жилищный фонд.
В соответствии с нормой пункта 3 части 2 статьи 19 ЖК муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. При этом к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью (пункты 1 и 9 части 1 статьи 14 ЖК).
Вместе с тем, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункты 4 и 5 части 1 статьи 14 ЖК).
На основании положения пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится обеспечение не всех нуждающихся, а только малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В этих целях нормой пункта 3 части 2 статьи 50 Федерального закона установлено, что в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 49 ЖК по договору социального найма предоставляется жилое помещение малоимущим гражданам государственного или муниципального жилищного фонда по основаниям и в порядке, установленном ЖК. При этом малоимущими граждане признаются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.
На основании изложенного полагаем, что в целях однозначного правового регулирования федеральным законодательством порядка установления права собственности на муниципальный жилищный фонд необходимо приведение в соответствие указанных норм ЖК и Федерального закона.
Вместе с тем необходимо учитывать, что правовая позиция о возможности нахождения в муниципальной собственности тех или иных объектов имущества выражена в определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О. В пункте 2 резолютивной части этого решения определено: "Статья 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований".
Таким образом, определение в Федеральном законе перечня видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, необходимого органам местного самоуправления для осуществления предоставленных им полномочий, не может рассматриваться как основание для признания указанного перечня исчерпывающим.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.