Проверяет Пенсионный Фонд.
Что следует знать бухгалтеру?
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) Пенсионный фонд и органы социальной защиты в силу своей компетенции ответственны за правильное назначение и выплату пенсий. Основой для назначения пенсии являются сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляемые страхователями в соответствии с федеральными законами 167-ФЗ*(1), 27-ФЗ*(2), а также Постановлением Правительства РФ N 318*(3), которые базируются на данных трудового стажа конкретного работника и его заработке. Поэтому одной из основных целей проводимых проверок является контроль за достоверностью предоставляемых работодателями сведений в сфере персонифицированного учета.
Общие положения
На основании ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ и ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Напомним, что до 1 марта 2008 года при сдаче годовой отчетности страхователи (организации) представляли в органы ПФР по месту своей регистрации документы, содержащие сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по формам СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2 с приложением ведомости уплаты страховых взносов (АДВ-11) по всей организации в целом.
При проведении ревизий инспектора Пенсионного фонда руководствуются Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п (далее - Методические рекомендации).
Основными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, являются:
- федеральные законы N 167-ФЗ, N 173-ФЗ;
- Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 318.
В ходе каждой документальной проверки проверяется соблюдение требований каждого из перечисленных нормативных документов. Отметим, что проверки проводятся в организациях всех организационно-правовых форм (включая их обособленные подразделения).
Порядок назначения документальной проверки
Каждая документальная проверка проводится на основании решения руководителя органа Пенсионного фонда, оформленного в установленном законом порядке. Перед проверяющими ставятся определенные цели и задачи, изложенные в тексте решения. Одной из поставленных задач является подтверждение достоверности предоставляемых индивидуальных сведений в сфере обязательного пенсионного страхования.
Какие документы следует подготовить работодателю к документальной проверке органами Пенсионного фонда?
При получении решения о проведении документальной проверки следует подготовить перечень документов, на основании которых может быть подтверждена достоверность индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц.
Примерный список документов приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям. В него входят:
- учредительные документы организации;
- штатное расписание организации, список внештатных работников, список лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
- информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;
- списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
- расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
- лицевые счета работников;
- кассовые документы;
- банковские документы;
- договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);
- приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
- трудовые книжки работников;
- личные карточки (форма N Т-2);
- табель учета рабочего времени;
- документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;
- карточки страхователя;
- при необходимости другие документы.
Один из вопросов, волнующих каждого бухгалтера, - какой период времени подлежит проверке?
В отличие от выездных налоговых проверок, которыми могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, проверка сведений о стаже и заработке застрахованных лиц осуществляется за два завершенных календарных года, предшествующих проверке (п. 7 Методических рекомендаций).
Как следует из данного пункта, проверки индивидуальных сведений могут проводиться как сплошным, так и выборочным способом.
Каким принципом руководствуются представители ПФР, выбирая тот или иной способ проверки?
Прежде всего, это зависит от численности работников проверяемой организации. Если она не превышает 30 человек, то сведения будут проверяться по всем работникам (п. 7 Методических рекомендаций).
При большей численности работников охват проверки составляет не менее 7% от общего числа работающих. Например, если среднесписочная численность работающих на момент проверки составила 176 человек, то будут проверены индивидуальные сведения по 12 работникам. Причем среди них будут разные категории работников - как административно-управленческого аппарата, так и рабочих специальностей с повременной и со сдельной оплатой труда.
Если у специалистов фонда представленные индивидуальные сведения не вызывают сомнений, то они будут проверены выборочно. В противном случае проверка сведений будет проводиться сплошным порядком с привлечением большого числа специалистов.
На какие сведения в первую очередь обращают внимание проверяющие?
В первую очередь проверке подлежат индивидуальные сведения по лицам предпенсионного возраста - это работники, выходящие на пенсию в течение двух ближайших лет. В организациях сведения таких лиц будут проверять независимо от упомянутого выше норматива. Также в обязательном порядке рекомендуется проверять сведения о стаже и заработке лиц, имеющих право на льготную пенсию и работавших по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ оказание услуг (п. 8 Методических рекомендаций). Аналогичный подход применяется и в отношении работников, принятых и уволенных в отчетном периоде.
Этапы проведения документальной проверки
Проверка правильности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц включает проведение следующих мероприятий:
- проверку выполнения организацией процедуры регистрации работников в системе государственного пенсионного страхования;
- контроль достоверности сведений о выплатах, начисленных в пользу застрахованных лиц, и размере тарифной ставки для начисления страховых взносов;
- проверку сведений о трудовом (в том числе специальном) стаже.
Проверка на предмет регистрации работников
в системе пенсионного страхования
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена обязательная регистрация застрахованных лиц в отделениях ПФР. Оформляя сотрудника, работодатель обязан запросить у него страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При отсутствии последнего поступающий на работу обязан написать заявление о выдаче ему страхового свидетельства, а также сообщить работодателю все необходимые для оформления свидетельства сведения.
На основании представленных списков работников и документов, в соответствии с которыми в данной организации ведется кадровый учет, выявляются прошедшие регистрацию и получившие страховые свидетельства работники, на которых организацией должны быть представлены индивидуальные сведения о стаже и заработке на момент проведения проверки. Дополнительно в ходе проверки выявляются лица, не имеющих страховых свидетельств, по которым составляется отдельный список с указанием причины отсутствия (п. 12 Методических рекомендаций).
Проверка будет проводиться путем изучения документов кадрового учета: штатных расписаний, приказов о приеме и увольнении, разного вида договоров и др.
Проверка сведений о выплатах работникам
и обоснованность применения размера тарифной ставки
На данном этапе проверки специалист фонда обязан проконтролировать достоверность сведений о выплатах в пользу застрахованных лиц, используя первичные бухгалтерские документы, формы которых установлены Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ N 25н, в частности:
- расчетно-платежную ведомость (ф. 0504401);
- платежную ведомость (ф. 05047403);
- карточку-справку (ф. 0504417).
Карточка-справка применяется для записей всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника. В нее на основании данных расчетно-платежной ведомости заносятся сведения ежемесячно. В соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом от 06.10.2000, лицевые счета, расчетные (расчетно-платежные) ведомости (при отсутствии лицевых счетов) хранятся 75 лет.
Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Выплаты, на которые не начисляется ЕСН, определены в ст. 238 НК РФ. Обращаем внимание читателей, что с 01.01.2008 данный перечень выплат расширен, и изменения следует учесть при составлении персонифицированной отчетности за 2008 год. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ налогоплательщики-работодатели с 1 января 2008 года не должны уплачивать ЕСН, а следовательно, и страховые взносы в ПФР со следующих сумм:
- с выплат в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ;
- с вознаграждения в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с их деятельностью за пределами территории РФ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Эти правила распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ*(4));
- с выплаты единовременной материальной помощи, которую работодатель выплачивает работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка, в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ);
- с суммы компенсационных выплат возмещения расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Однако проверке подлежат и выплаты, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд, но учтенные в составе заработка, из которого исчисляется пенсия. Причина в том, что наравне с периодами работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии засчитываются и иные периоды (ст. 11 Закона 173-ФЗ). К таким периодам, в частности, относятся:
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период участия в оплачиваемых общественных работах;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или лицом, достигшим возраста 80 лет.
Выплачиваемые в эти периоды государственные пособия учитываются в составе заработка для исчисления пенсии. Это и является причиной, по которой проверяющие будут контролировать правильность включения в индивидуальные сведения количества календарных дней, за которые полагались выплаты такого рода пособий.
В ходе проверки сумм выплат в пользу работников проверяющие будут обращать внимание:
- на полноту отражения выплат в лицевых счетах и индивидуальных карточках работников;
- на правильность начисления страховых взносов (в том числе в составе ЕСН);
- на правильность применения тарифов страховых взносов.
Размер страховых тарифов в 2005 - 2007 годах для работодателей составлял (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств) (ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ):
База для начисле- ния страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Для лиц 1966 года рождения и старше |
Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
до 280 000 руб. | 14% | 10% | 4% |
от 280 001 - 600 000 руб. |
39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
28 000 руб. + 3,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
11 200 руб. + 1,6% с сум- мы, превышающей 280 000 руб. |
свыше 600 000 руб. | 56 800 руб. | 40 480 руб. | 16 320 руб. |
С 1 января 2008 года данные ставки страховых взносов для работодателей в отношении лиц 1967 года рождения и моложе, которые были установлены в ст. 33 "Переходные положения" Федерального закона N 167-ФЗ, не применяются. Теперь работодатели должны руководствоваться тарифами, приведенными в п. 2 ст. 22 данного закона, а именно:
База для начисле- ния страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Для лиц 1966 года рождения и старше |
Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
до 280 000 руб. | 14% | 8% | 6% |
от 280 001 - 600 000 руб. |
39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
22 400 руб. + 3,1% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
16 800 руб. + 2,4% с сум- мы, превышающей 280 000 руб. |
свыше 600 000 руб. | 56 800 руб. | 32 320 руб. | 24 480 руб. |
Рассмотрим на примерах порядок отражения данных сведений в заполняемых формах СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 в период сдачи отчетности за 2007 год.
Пример 1.
Иванов Сергей Михайлович, 1960 года рождения, работает в участковой больнице водителем легкового автомобиля по трудовому договору с 01.01.2002. В течение 2007 г. ему были начислены заработная плата в сумме 120 000 руб. и пособие по временной нетрудоспособности за периоды:
- с 10.02.2007 по 24.02.2007 (15 календарных дней);
- с 06.08.2007 по 15.08.2007 (10 календарных дней).
Сумма страховых взносов, начисленных на страховую часть трудовой пенсии за 2007 г., составила 16 800 руб.
Ивановым С.М. в течение 2007 года был использован отпуск без сохранения заработной платы с 5.06.2007 по 10.06.2007 (6 календарных дней).
Табличная часть формы СЗВ-4-2 "Сведения за расчетный период о застрахованных лицах" будет следующей:
Сведения за расчетный период о застрахованных лицах
N п/п |
Страховой номер | Фамилия, имя, отчество | Сумма начисленных страховых взносов: |
Период работы | |
Адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета |
на страховую часть трудовой пенсии |
с (дд.мм.гггг) |
по (дд.мм.гггг) |
||
на накопительную часть трудовой пенсии |
по временной нетрудоспособности (Вс. дн.) |
||||
по дополнительному тарифу | отпуск без сохранения заработной платы (Вс. дн.) |
||||
1 | 123-245-386 67 | Иванов Сергей Михайло- вич |
13 500 | 01.01.2007 | 31.12.2007 |
603107, Россия, Нижний Новгород г., Щербинки-1 микр., д. 8, В. 7 |
- | 0 мес. 25 дн.* | |||
- | 0 мес. 6 дн. | ||||
* В графе "Продолжительность периода по временной нетрудоспособности" указывается суммарная продолжительность периодов по временной нетрудоспособности и иных периодов неуплаты страховых взносов, включаемых в страховой стаж. Продолжительность данного периода указывается в месяцах и днях. |
Пример 2.
Петрова Ирина Андреевна, 1970 года рождения, работает в Медицинской академии завхозом по трудовому договору с 30.12.2000. С 01.01.2007 по 20.07.2007 ей была начислена заработная плата в сумме 56 000 руб., с 21.07.2007 по 27.11.2007 она находилась в отпуске по беременности и родам, с 28.11.2007 она находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Сумма страховых взносов, начисленных на страховую часть трудовой пенсии за 2007 г., составила 5 600 руб., на накопительную - 2 240 руб.
На Петрову И.А. должны были подать сведения по форме СЗВ-4-1 с указанием периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Табличные части формы СЗВ-4-1 "Сведения за расчетный период" и "Стаж работы за расчетный период" будут следующими:
Сведения за расчетный период о застрахованном лице
Страховой номер | Фамилия, Имя, Отчество | Сумма начисленных страховых взносов: |
Продолжительность периода: |
Адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета |
на страховую часть трудовой пенсии |
по временной нетрудоспособности (Вс. дн.) |
|
на накопительную часть трудовой пенсии |
|||
по дополнительному тарифу |
отпуск без сохранения заработной платы (Вс. дн.) |
||
132-234-243 45 | Петрова Анна Андреевна | 5 600 | - |
109457 Москва г., Зеленодольская ул., д. 28, корп. 1, В.42 |
2 240 | ||
- |
Стаж работы за расчетный период
N п/п |
Начало периода с |
Конец периода по |
Территори- альные условия (код) |
Особые условия труда (код) |
Исчисление страхового стажа |
Условия для досрочного назначения трудовой пенсии |
||
основание (код) |
дополните- льные сведения |
основание (код) |
дополните- льные сведения |
|||||
01.01.2007 | 20.07.2007 | |||||||
21.07.2007 | 27.11.2007 | Декрет | ||||||
28.11.2007 | 31.12.2007 | Дети |
Завершая проверку сведений о выплатах работникам, специалист фонда должен будет сравнить данные, отраженные в расчетно-платежных ведомостях, с данными, отраженными в индивидуальных сведениях, и отразить их в форме, которая приведена в приложении 2 к Методическим рекомендациям, по каждому сотруднику, попавшему в выборку.
Часть граф этой справки, в частности, графы 2, 3, 8 таблицы "Сведения о заработке и начисленных взносах", инспектор ПФР заполняет перед выходом на документальную проверку. Результаты сверки выплат по индивидуальным сведениям и по результатам проверки отражаются в справке (графы 6, 7 и 10). В графах 4 и 5 суммы указываются только в случае расхождения с суммами выплат в графах 2 и 3 соответственно. Рассмотрим заполнение данной части справки на примере.
Пример 3.
Проверкой Пенсионного фонда о достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении) за 2006/2007 год установлено следующее:
- численность работающих на дату проверки составила 25 человек, проверка произведена сплошным способом;
- за проверяемый период по застрахованному лицу Петрову Сергею Николаевичу, 1960 года рождения, обнаружено, что он работал по трудовым договорам в периоды с 01.01.2007 по 05.05.2007 и 01.06.2007 по 31.12.2007. Дополнительно с данным физическим лицом был заключен договор гражданско-правового характера с 14.05.2007 по 16.05.2007. Сумма выплаты за указанный период составила 3 050 руб. Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии учреждением начислены не были. Сумма расхождения по данным проверки составила 427 руб. Сведения о расхождении отражены в справке N 1 к приложению акта проверки.
Сведения о заработке и начисленных взносах
Месяц | Выплаты, начисленные в пользу работника | Начисленные в зносы в ПФР | Прим. | |||||||
По индивид. сведениям |
По результатам проверки |
Расхождение (+, -) |
По инди- вид. све- дениям |
По резу- льтатам проверки |
Расхо- ждение (+, -) |
|||||
Зарабо- ток |
Пос. по нетруд. |
Зарабо- ток |
Пос. по нетруд. |
Зарабо- ток |
Пос. по нетруд. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Январь | 3 150 | 1 150 | 3 150 | 1 150 | 441,0 | 441,0 | ||||
Февраль | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Март | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Апрель | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Май | 4 100 | 7 150 | -3 050 | 574,0 | 1 001 | -427 | ||||
Июнь | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Июль | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Август | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Сентябрь | 5 330 | 5 330 | 746,2 | 746,2 | ||||||
Октябрь | 6 100 | 6 100 | 854,0 | 854,0 | ||||||
Ноябрь | 6 100 | 6 100 | 854,0 | 854,0 | ||||||
Декабрь | 6 100 | 6 100 | 854,0 | 854,0 | ||||||
Итого | 62 860 | 1 150 | 65 910 | 1 150 | -3 050 | 8 800,4 | 9 227,4 | -427 |
В прошлом номере журнала мы начали разговор о ревизиях, осуществляемых Пенсионным фондом. Рассмотрели документы, которые следует подготовить работодателю к документальной проверке. Обратили внимание на сведения, которые интересуют ревизоров в первую очередь. В продолжение темы мы коснемся проверки индивидуальных сведений о трудовом стаже.
Проверка сведений о трудовом стаже
Одним из условий назначения пенсии является наличие требуемого трудового стажа. Так, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Назначается такая пенсия при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Закона N 173-ФЗ). Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).
При документальной проверке сведений о трудовом стаже проверяющий руководствуется нормами ст. 10, 11, 30 Закона N 173-ФЗ. Целью проверки является установление достоверности сведений о трудовом стаже застрахованного лица, подтверждение правильности отражения в индивидуальных сведениях периодов его фактической работы в соответствии с первичными учетными документами.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ работник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Основанием для ее назначения является наличие так называемого специального стажа. Он представляет собой периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями.
По результатам проведенной проверки специалист ПФР должен принять решение о возможности включения каждого периода трудовой или иной деятельности застрахованного лица в трудовой стаж, принимаемый для расчета пенсионного капитала. Итогом этой большой и кропотливой работы является внесение сведений о трудовом стаже на лицевой счет конкретного застрахованного лица.
Контроль периодов фактической работы,
включаемых в общий трудовой стаж
Целью проверок является подтверждение правильности отражения в индивидуальных сведениях периодов фактической работы застрахованных в соответствии с первичными документами. В тех бюджетных организациях, в которых существуют кадровые службы как самостоятельные структурные подразделения, бухгалтерам нет необходимости вникать в тонкости учета сведений о трудовом стаже. Но для небольших учреждений с малой штатной численностью, когда функции кадровой службы возложены на бухгалтеров, данная информация будет весьма интересна и познавательна.
Прежде всего тщательной проверке будут подвергаться первичные документы по учету кадров и использования рабочего времени.
Проверка сведений о стаже осуществляется на основании первичных документов по учету кадров, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". К таким документам относятся, в частности, штатные расписания, приказы (распоряжения), личные карточки работников. На лиц, поступивших на работу, личные карточки (ф. Т-2, Т-2ГС) заполняются на основании следующих документов:
- приказа (распоряжения) о приеме на работу (ф. Т-1, Т-5);
- трудовой книжки, паспорта, военного билета;
- документа об окончании учебного заведения;
- страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и др.
Кроме того, проверяются документы по учету использования рабочего времени.
До введения персонифицированного учета трудовая деятельность фиксировалась в основном в трудовых книжках. Инспекторы проверяют и трудовые книжки на соответствие внесенных в них записей содержанию приказов. Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной. В начале 2002 года все учреждения должны были представить сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования на 31.12.2001 по форме СЗВ-К. Поэтому ревизоры могут проверить имеющиеся у них данные на предмет соответствия их содержанию приказов и распоряжений, оформленных в организации на лиц, подлежащих выходу на пенсию в ближайшие два года.
В ходе проверки сведений о стаже работы лиц, выполнявших работы (оказывавших услуги) по гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам, проверяющие будут анализировать сроки действия и условия этих договоров. Обращаем внимание, что периоды работы по таким договорам не могут быть засчитаны в стаж только на основании одного договора без подтверждения выполнения его условий и уплаты страховых взносов. Поэтому п. 24 Методических рекомендаций предусмотрена проверка и актов приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) по указанным договорам.
В тех случаях, когда имеет место предоставление работникам отпусков (по беременности и родам, по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы и др.), проверяющему необходимо удостовериться, что они предоставлены в соответствии с нормами трудового законодательства (п. 25 Методических рекомендаций).
Результаты сверки сведений о трудовом стаже проверяющий отражает в ранее упоминавшейся справке (приложение 2 к Методическим рекомендациям) в таблице "Сведения о трудовом стаже" (графы 3, 4, 7 и 8).
Пример 4.
Воспользуемся условиями примера 3. В таблице "Сведения о трудовом стаже" (приложение к акту о проверке) будут отражены следующие данные:
N строки |
Начало периода |
Конец периода |
Террито- риальные условия (код) |
Особые условия труда (код) |
Исчисляемый трудовой стаж |
Выслуга лет | Приме- чание |
|||
основа- ние (код) |
дополни- тельные сведения |
осно- вание (код) |
дополни- тельные сведения |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | По ИС | 01.01.2007 | 05.05.2007 | |||||||
факт | 01.01.2007 | 05.05.2007 | ||||||||
2 | По ИС | - | - | |||||||
факт | 14.05.2007 | 16.05.2007 | 3 кал. дня |
|||||||
3 | По ИС | 01.06.2007 | 31.12.2007 | |||||||
факт | 01.06.2007 | 31.12.2007 |
В конце таблицы будет указано, что данные сведения подлежат корректировке. Справка будет подписана представителем Пенсионного фонда, руководителем и главным бухгалтером проверяемого учреждения и заверена печатью.
Контроль сведений о специальном стаже
В отличие от общего трудового стажа специальный стаж исчисляется в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а в отдельных случаях - исходя из занятости на конкретных работах (производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях.
С учетом специального стажа может устанавливаться пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсия за выслугу лет.
Рассмотрим порядок назначения пенсии за выслугу лет.
Пункт 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ |
Вид и характер трудовой деятельности | Специальный стаж | Страховой стаж |
||
мужчины | женщины | муж- чины |
жен- щины |
||
Подпункт 7 | Работа в качестве спасателей в профессио- нальных аварийно-спасательных службах, про- фессиональных аварийно-спасательных формиро- ваниях МЧС России и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций |
15 лет | 15 лет | - | - |
Подпункт 8 | Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы |
15 лет | 10 лет | 25 лет |
20 лет |
Подпункт 9 | Работа в должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России |
25 лет | 25 лет | - | - |
Подпункт 10 | Педагогическая деятельность в учреждениях для детей |
25 лет | 25 лет | - | - |
Подпункт 11 | Лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа |
25 лет | 25 лет | - | - |
в городах, сельской местности и поселках городского типа или только в городах |
30 лет | 30 лет | - | - | |
Подпункт 12 | Творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях |
15-30 лет (в зависимости от характера такой дея- тельности) |
15-30 лет (в зависимости от характера такой дея- тельности) |
- | - |
Для граждан, занимающихся указанными видами деятельности, в случаях, когда какая-то профессия, должность или организация имели ранее другое название, действующим законодательством предусмотрена возможность установления тождества старых и новых наименований. Полномочия по установлению такого тождества возложены на Минздравсоцразвития. Например, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 278 установлено тождество наименований учреждений "школа-лицей" и "школа-гимназия" наименованиям "лицей" и "гимназия". Основанием для принятия такого решения могут служить документы, свидетельствующие о том, что характер работы, выполняемой ранее, аналогичен характеру работы, предусмотренной тем или иным списком.
Фактическую продолжительность рабочего времени педагога или врача специалисты фонда будут проверять по первичным документам (приказам учреждения или вышестоящей организации, табелям учета рабочего времени). Условия и характер фактически выполненной работы должны отвечать требованиям пп. 10 и 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ.
Для подтверждения достоверности индивидуальных сведений о работе, связанной с педагогической деятельностью, проверяется:
- соответствие наименования организации или ее структурного подразделения, в котором протекала работа, наименованию организации или ее структурного подразделения, предусмотренному списками, утвержденными Постановлением N 781;
- соответствие наименования занимаемой должности наименованию должности, предусмотренному названными списками;
- правовой статус организации, наличие и дата государственной регистрации.
Для медицинских учреждений дополнительно к вышеперечисленному требуется подтверждение факта работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Для получения сведений о наименовании и правовом статусе организации или ее структурного подразделения рассматриваются учредительные документы (устав организации, учредительный договор, постановление компетентного органа о ее образовании, положение о структурном подразделении) и свидетельство о государственной регистрации. Наименование структурного подразделения может подтверждаться штатным расписанием.
Выписки из данных документов приобщаются в "наблюдательное" дело организации.
Для подтверждения факта работы в той или иной должности рассматриваются приказы по организации или ее структурному подразделению о зачислении на работу, штатное расписание, табели учета рабочего времени, журналы учета операций.
Определяющим фактором для отнесения лечебной или иной работы по охране здоровья населения к работе в городе, сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) является статус населенного пункта, на территории которого находится организация (структурное подразделение).
При проверке рассматривается вопрос об отнесении местности к сельской, поселку городского типа или городу с учетом административно-территориального устройства, при этом применяется Градостроительный кодекс.
Рассмотрим, как должна выглядеть табличная часть формы СЗВ-4-1 на работника, имеющего специальный трудовой стаж.
Пример 5.
Иванов В.П. работает учителем и инструктором по труду в гимназии с 25.06.2002. Его фактическая учебная нагрузка в 2007 г. составила: по должности учителя - 14 ч. в неделю (при норме 20 ч. (условно)), по должности инструктора по труду - 4 ч. в неделю (при норме 8 ч. (условно)).
Объем фактически выполненной нагрузки по должности учителя составил 0,7 ставки (14 ч. / 20 ч.), по должности инструктора по труду - 0,5 ставки (4 ч. / 8 ч.).
Суммарный объем фактически выполненной учебной нагрузки равен 1,2 ставки (0,7 + 0,5). Следовательно, такой период подлежит зачету в выслугу лет.
В форме СЗВ-4-1 за 2007 год данные сведения должны быть отражены следующим образом:
Стаж работы за расчетный период:
N п/п |
Начало периода |
Конец периода |
Территори- альные условия (код) |
Особые условия труда (код) |
Исчисление страхового стажа |
Условия для досрочного назначения трудовой пенсии |
||
основание (код) |
дополнитель- ные сведения |
основание (код) |
дополнитель- ные сведения |
|||||
1 | 01.01.2007 | 31.12.2007 | 28-ПД | 1,2 |
При проверке индивидуальных сведений о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Круг лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии, определяется в соответствии со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (N 1, 2), утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Например, право на досрочное назначение пенсии по данному основанию имеют врачи-рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах (код 12300000-20426) (разд. XIX "Учреждения здравоохранения" Списка N 1), отработавшие в данных условиях не менее 10 лет.
Согласно п. 5 Разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29*(5), ревизору необходимо убедиться в том, что работник проверяемого учреждения был занят в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (не менее 80% рабочего времени).
При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Занятость в течение полного рабочего дня определяется на основании табеля учета рабочего времени.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
При переводе работника с работы, предусмотренной списками, на другую работу, не предусмотренную списками, на срок до одного месяца в течение календарного года в случае производственной необходимости такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу (п. 17 Разъяснения).
При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины с работы, предусмотренной списками, на другую работу, не связанную с особыми условиями труда, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу.
В таком же порядке засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 18 Разъяснения).
Рассмотрим, как должна выглядеть табличная часть формы СЗВ-4-1 на работника, имеющего трудовой стаж, связанный с вредными условиями труда.
Пример 6.
Петров В.К. работает в сельской участковой больнице врачом-рентгенологом с 12.12.1998. С 01.08.2007 ставка рентгенолога сокращена и составляет 0,8.
В форме СЗВ-4-1 за 2007 год данные сведения должны быть отражены следующим образом:
Стаж работы за расчетный период:
N п/п |
Начало периода |
Конец периода |
Территори- альные условия (код) |
Особые условия труда (код) |
Исчисление страхового стажа |
Условия для досрочного назначения трудовой пенсии |
||
основание (код) |
дополнитель- ные сведения |
основание (код) |
дополнитель- ные сведения |
|||||
1 | 01.01.2007 | 31.07.2007 | 27-1 | 28-СМ | 1,0 | |||
2 | 01.08.2007 | 31.12.2007 | 27-1 | 28-СМ | 0,8 |
Результаты проверки сведений о специальном трудовом стаже отражаются в справке (приложение 2 к Методическим рекомендациям) в графах 5, 6, 9, 10 по строке "факт." таблицы "Сведения о трудовом стаже".
По результатам проверки достоверности индивидуальных сведений застрахованных лиц о периодах, включаемых в специальный трудовой стаж, составляется справка по проверке достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости (возрасту) в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет (приложение 3 к Методическим рекомендациям).
При перечислении представленных организацией документов, подтверждающих право работников на льготное пенсионное обеспечение, указываются реквизиты всех проверяемых документов (дата регистрации, год утверждения штатного расписания (перечня), кем и когда утверждено и т.п.), а также краткое содержание каждого документа, позволяющее раскрыть факторы льготного пенсионного обеспечения.
Также при проверке отражаются случаи отсутствия документов, подтверждающих факт работы в условиях, дающих право на пенсию по старости (возрасту) в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет, по той причине, что указанные документы в организации не ведутся, и отмечается, какие сведения остались неподтвержденными.
Оформление результатов документальной проверки
Результаты проверки достоверности сведений о стаже и заработке оформляются актом, форма которого приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Акт проверки с приложениями составляется в двух экземплярах, подписывается проверяющими со стороны ПФР, а также руководителем проверяемой организации (уполномоченным представителем) и главным бухгалтером и заверяется печатями органа ПФР и организации.
Хочется обратить внимание читателей на то, что вся работа по проверке сведений проводится в целях их правовой оценки. Все обнаруженные ошибки должны быть устранены в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки. Страхователь устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом. Решение сообщается страхователю и застрахованным лицам (п. 36 Постановления N 318).
С. Валова,
редактор журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и
проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 8, 9, август, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(3) Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
*(4) Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
*(5) От редакции: положения данного разъяснения применяются в части, не противоречащей Закону N 173-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"