Необходимо ли помимо уведомления органов МВД о прибытии и убытии в медицинскую организацию на стационарное лечение иностранного гражданина (п.п. 37, 39 приложения к приказу ФМС России от 29.08.2013 N 364) регистрировать данного иностранного гражданина по месту пребывания в этом медицинском учреждении и уведомлять подразделение адресно-справочной работы и орган регистрационного учета, на территории обслуживания которого располагается данная медицинская организация (п.п. 55, 66 приложения к приказу ФМС России от 11.09.2012 N 288)? Необходимо ли помимо уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания заполнить и направить адресный листок прибытия?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При поступлении иностранного гражданина на стационарное лечение в медицинскую организацию, в обязанности этой медицинской организации входит направить в орган миграционного учета уведомление о прибытии этого иностранного гражданина в место пребывания.
Заполнять и направлять в регистрационный орган адресный листок прибытия не нужно.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Нахождение иностранного гражданина в стационаре медицинской организации, по сути, представляет собой его временное фактическое нахождение в месте, не являющемся местом жительства, и в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 2, ст. 21 Закона N 109-ФЗ является основанием для учета иностранного гражданина по месту пребывания.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (далее - Регламент) утвержден приказом Федеральной миграционной службы от 29 августа 2013 г. N 364.
В соответствии с п. 37 Регламента по прибытии иностранного гражданина в гостиницу, в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Аналогичный порядок в отношении иностранных граждан установлен и п. 44 постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Правила).
При этом, по общему правилу, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в ч. 3, 3.1 и ч. 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Отметим, что медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь иностранным гражданам в стационарных условиях, является принимающей стороной.
Форма соответствующего уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина принимающая сторона должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил).
Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин, в силу п. 26 Правил, должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и миграционную карту. В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно необходимо предъявить отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 57 Приказа Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" лица, ответственные за регистрацию по месту пребывания, также передают в орган регистрационного учета адресные листки прибытия.
Однако указанное правило действует только при регистрации по месту пребывания граждан Российской Федерации и не распространяется на случаи регистрации по месту пребывания иностранных граждан.
К сведению:
За неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ). В этой связи обратите внимание на судебную практику, например: решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2014 г. по делу N 7-761/14, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 октября 2014 г. по делу N 12-597/2014, постановление Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2015 г. по делу N 12-33/2015, решение Игарского городского суда Красноярского края от 14 марта 2016 г. по делу N 12-6/2016, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 5 июля 2013 г. по делу N А64-2623/2013, решение Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2014 г. по делу N 21-715/2014.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.