Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях социальной защиты
А.В. Никитин,
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 3, март 2017 г.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется не только в медицинских организациях, но и в учреждениях социальной защиты. О том, как организован этот процесс в учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, рассказывается в представленной публикации.
Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержден приказом Департамента от 14.11.2016 N 1274.
Ведомственный контроль осуществляется уполномоченными Департаментом должностными лицами (далее - должностные лица) на основании приказа по отдельному плану работы (посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок), утвержденному руководителем Департамента.
Задачами проведения ведомственного контроля являются:
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской (социально-медицинской) деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- принятие мер по устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской (социально-медицинской) деятельности;
- обеспечение качества и соблюдения объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи (социально-медицинской) в подведомственных учреждениях.
Проверки (плановые и внеплановые) проводятся по следующим вопросам:
- соблюдения подведомственными учреждениями порядков оказания медицинской (социально-медицинской) помощи и стандартов медицинской (социально-медицинской) помощи;
- соблюдения подведомственными учреждениями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- соблюдения медицинскими работниками, руководителями, фармацевтическими работниками подведомственных учреждений ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Плановые проверки подведомственных учреждений осуществляются не реже одного раза в 3 года. Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:
- при поступлении в Департамент обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- в целях контроля исполнения ранее выданных поручений либо предписаний;
- в целях проверки представленной подведомственными учреждениями статистической отчетности или данных мониторинга;
- наличия приказа Департамента, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Мэра Москвы либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- несоответствия показателей деятельности подведомственного учреждения установленным целевым показателям деятельности.
Документарные проверки проводятся путем анализа документов, представленных подведомственными учреждениями, в том числе статистической отчетности и данных мониторинга.
Целевые проверки проводятся в рамках рассмотрения конкретного случая оказания (неоказания) получателю социальных услуг медицинской (социально-медицинской) помощи, обращения, жалобы, факта, отдельных показателей деятельности подведомственного учреждения.
Комплексные проверки проводятся в целях исследования совокупности показателей, случаев, обращений, жалоб, фактов, обобщенных по однородному признаку, а также деятельности подведомственного учреждения.
При проведении проверок срок проведения каждого вида проверки не должен превышать три рабочих дня. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, экспертиз, анализов, оценок на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем Департамента или его заместителем, но не более чем на двадцать рабочих дней.
При проверке соблюдения подведомственными учреждениями оказания медицинской (социально-медицинской) помощи оцениваются:
- соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской (социально-медицинской) помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;
- соответствие подведомственного учреждения уставной деятельности, ее структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской (социально-медицинской) помощи;
- соблюдение требований стандартов оснащения кабинетов медицинского назначения, структурных подразделений подведомственного учреждения;
- соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам;
- соответствие деятельности подведомственного учреждения иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской (социально-медицинской) помощи.
При проверке соблюдения подведомственной организацией (учреждением) стандартов медицинской (социально-медицинской) помощи оцениваются:
- обоснованность уточненного клинического диагноза и соответствие ему плана дополнительных диагностических мероприятий, лечения и реабилитации;
- соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг;
- обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, применения в лечении изделий медицинского назначения;
- обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
- иные положения исходя из особенностей заболевания (состояния).
При проверке соблюдения подведомственными учреждениями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) оцениваются:
- наличие в штате организации специалиста по охране труда;
- уровень подготовки специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
- организация обучения работников безопасным методам и приемам труда;
- предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций, установленных по результатам специальной оценки условий труда;
- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью;
- соблюдение требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных нормативной документацией производителя;
- соблюдение требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;
- соблюдение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий;
- выполнение обязанностей по сообщению сведений, указанных в части 3 статьи 96 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При проверке соблюдения руководителями подведомственных учреждений требований при осуществлении основной деятельности оцениваются:
- соответствие перечня оказываемых услуг и выполняемых работ, которые подведомственная организация (учреждение) имеет право осуществлять на основании лицензии при осуществлении медицинской деятельности;
- сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил, выданного в установленном порядке;
- сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения подведомственной организацией (учреждением) заявленных услуг и работ;
- наличие действующих договоров с аккредитованными компаниями на обслуживание медицинского оборудования и технических средств реабилитации;
- проведение мероприятий в соответствии с порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
- деятельность врачебной комиссии подведомственного учреждения;
- рациональное использование лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при оказании медицинской помощи получателям социальных услуг и изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания;
- соблюдение требований, утвержденных санитарными правилами 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", 2.1.2.3358-16 "Санитарно-гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания", 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья";
- обращения граждан, содержащие сведения о качестве оказания медицинской (социально-медицинской) помощи, случаях и действиях сотрудников, повлекших за собой нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения безопасности медицинской (социально-медицинской) помощи и санитарно-эпидемиологического благополучия.
О проведении плановой проверки подведомственные организации (учреждения) уведомляются путем направления копии приказа о проведении проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.
О проведении внеплановой проверки подведомственные организации (учреждения) уведомляются любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. В случае если в результате деятельности подведомственного учреждения причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление указанной организации (учреждения) о начале проведения внеплановой проверки не требуется.
К проверкам при осуществлении ведомственного контроля могут привлекаться научные и иные организации, ученые и специалисты (далее - экспертные организации, эксперты), за исключением лиц, состоящих с подведомственной организацией (учреждением) в трудовых или иных договорных отношениях.
Проверки проводятся на основании приказа Департамента, в котором указываются:
- наименование органа ведомственного контроля;
- фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование подведомственного учреждения, в которой проводится проверка;
- цели, задачи, вид, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень нормативных актов, регулирующих проведение мероприятий по контролю;
- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Выездная проверка начинается с предъявления руководителю подведомственного учреждения приказа Департамента о проведении проверки (при наличии), ознакомления с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом комиссии, сроками, условиями ее проведения.
Уполномоченные и должностные лица при проведении ведомственного контроля имеют право:
- осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности подведомственного учреждения;
- знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, в том числе с медицинскими документами граждан (в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
- доступа на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые подведомственной организацией (учреждением), к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;
- организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз (том числе качества медицинской помощи), анализов и оценок.
Должностные лица при проведении ведомственного контроля обязаны:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подведомственных учреждений;
- проводить проверку во время исполнения служебных обязанностей;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подведомственного учреждения, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя подведомственного учреждения с результатами проверки, в том числе с актом проверки;
- соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения проверки.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель подведомственного учреждения при проведении мероприятий по ведомственному контролю имеют право:
- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от проверяющих уполномоченных информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- знакомиться с результатами ведомственного контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав подведомственного учреждения, при проведении ведомственного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель подведомственного учреждения при проведении мероприятий по ведомственному контролю обязаны:
- представить копии документов и пояснения по запросу комиссии при проведении проверки;
- предоставить должностным лицам, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, а также обеспечить доступ на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые подведомственной организацией (учреждением), к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам.
По результатам проверок в рамках ведомственного контроля составляется акт проверки. В нем указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ведомственного контроля;
- дата и номер приказа Департамента о проведении проверки;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших проверку;
- сведения о подведомственной организации (учреждении) (наименование, юридический адрес, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки);
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подведомственного учреждения, присутствовавшего при проведении проверки;
- подписи должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, анализов, оценок, объяснения работников подведомственного учреждения, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений направляется в подведомственную организацию (учреждение) либо вручается руководителю или уполномоченному представителю подведомственного учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, анализов, оценок, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения органом исполнительной власти соответствующего заключения.
При выявлении в ходе проверок нарушений:
- руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подведомственного учреждения выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- Департаментом в рамках компетенции принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений (в том числе путем проведения внеплановых проверок), их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
- в случае, если выявленные нарушения относятся к компетенции органа, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственный контроль в установленной сфере деятельности, Департамент направляет информацию о выявленных нарушениях в орган государственного контроля по компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".