О некоторых комментариях к постановлению Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина" от 8 ноября 2016 года N 22-П
Ю.Н. Туганов,
заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук,
профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник РГУП
В.К. Аулов,
доцент кафедры Байкальского государственного
университета экономики
и права, кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г., с. 79-82.
Обзоры и комментарии судебных решений представляют собой важную составную часть правовой культуры российского общества. В контексте процесса, направленного на познание смысла судебного акта, такого рода аналитические документы являются значимой компонентой правозащитной и праворазъяснительной деятельности, поскольку повышают общий уровень правосознания и укрепляют законность*(1).
Наряду с официальными обзорами и комментариями судебных решений, ряд авторов могут публиковать свои суждения относительно смысла разрешения судом тех или иных правовых ситуаций в неофициальном порядке.
Независимо от того, каким образом осуществляется интерпретационная практика, она объективно помогает субъектам правоприменения уяснить действительное содержание конкретных норм права, подлежащих применению в сходных правовых ситуациях.
Особое социально-правовое значение при этом приобретает работа по выявлению ясности смысла и содержания правовых позиций такого самостоятельного правового явления, как постановление Конституционного Суда Российской Федерации*(2).
Во-первых, именно в решениях Конституционного Суда Российской Федерации содержится результат его деятельности, который выражает отношение Суда к значимой в масштабе всей страны юридической проблеме и разрешает ее*(3).
Во-вторых, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации обязательны для исполнения всеми правоприменителями Российской Федерации и распространяются не только на конкретный случай, который был поводом для рассмотрения правовой ситуации, но и на все однородные правоотношения.
В то же время результат изучения, например, обзоров (комментариев) постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батаргина от 8 ноября 2016 г. N 22-П, свидетельствует о том, что аналитико-синтетические переработки этого судебного акта, содержащие систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения, имеют большой потенциал для совершенствования.
Так, комментарии на информационном портале Право.ru авторы образно озаглавили безоговорочным тезисом: "Нет приговора - нет и материальной ответственности"*(4). Заглавие обзора этого документа, опубликованного на информационно-правовом портале "Гарант.ру", не столь категорично: "Правила о полной матответственности военнослужащих за причиненный ущерб требуется доработать!"*(5). На официальном же веб-сайте компании "Консультант-Плюс" в рубрике "Новое в Российском законодательстве" за 10 ноября 2016 г. содержится дайджест решения Конституционного Суда Российской Федерации - без оригинального названия и попыток собственного разъяснения текста*(6). Иных обзоров (комментариев) указанного постановления обнаружить в Интернете не удалось.
В последнем случае технология обзора вышеуказанного постановления выглядит хотя и малоинформативной (нет концептуального заглавия - темы обзора), но и менее уязвимой (текст - выборочное дословное цитирование первоисточника).
Что касается информационно-правового портала "Гарант.ру": вероятно, никто не будет оспаривать утверждение о том, что общественные отношения, регулирующие материальную ответственность военнослужащих, нуждаются в уточнении, более четкой определенности и согласованности. Однако вынесенное в заглавие обзора тривиальное суждение о необходимости доработки правил о материальной ответственности военнослужащих не требует доказательств и справедливо в той же мере, в какой нуждаются в совершенствовании правовые нормы любой отрасли права.
В действительности же Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения абз. 3 ст. 5 и п. 5 ст. 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" соответствующими Конституции Российской Федерации, с учетом того, что эти нормы в системе действующего правового регулирования предполагают привлечение военнослужащего к полной материальной ответственности не сами по себе, а лишь при условии установления в надлежащей процедуре юридически значимых обстоятельств, необходимых и достаточных для привлечения военнослужащего к соответствующему виду материальной ответственности.
Соответственно от федерального законодателя не требуется учет правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина" от 8 ноября 2016 г. N 22-П и внесение в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из указанного постановления.
Таким образом, заглавие обзора, подготовленного информационно-правовым порталом "Гарант.ру", не совсем адекватно содержанию вышеназванного постановления. Несколько дезориентирует и заглавие обзора информационного портала Право.ru.*(7)
Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "...привлечение военнослужащего, действиями (бездействием) которого был причинен ущерб имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному абзацем третьим статьи 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", предполагает наличие вступившего в законную силу приговора суда, которым в совершенном военнослужащим деянии установлены признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации".
Подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части.
Однако это вовсе не означает, что "нет приговора - нет и материальной ответственности". В отсутствие приговора наступление материальной ответственности возможно по иску соответствующего должностного лица, подлежащему рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
Основной же правовой посыл вышеназванного постановления состоит в том, что единственным правоприменительным решением, констатирующим наличие в действиях (бездействии) какого-либо лица признаков состава преступления, т.е. фактически признающим лицо виновным в совершении преступления, может быть лишь приговор суда, вынесенный в процедуре уголовного судопроизводства.
Иные судебные решения, содержащие такие выводы, но принятые за рамками уголовного судопроизводства, в том числе и на основании выводов органов предварительного следствия о наличии состава преступления, не могут быть положены в основу решения о привлечении военнослужащего по основанию, предусмотренному абз. 3 ст. 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", к полной материальной ответственности во внесудебном порядке, путем издания приказа командиром (начальником) воинской части (вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части).
Взаимосвязанные же положения абз. 3 ст. 5 и п. 5 ст. 8 названного Федерального закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), ст. 46 (ч. 1 и 2), ст. 47 (ч. 1), ст. 49 (ч. 1), ст. 55 (ч. 3) и ст. 118 (ч. 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - допускали такую возможность.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации продолжает последовательно развивать концептуальные основы презумпции невиновности, сформулированные как в международном (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), так и в российском законодательстве (ст. 21 и 49 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), прежде всего - в части правомерности признания виновности лица в совершении преступления при отказе его от уголовно-правового преследования*(8).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Представляется интересным мнение относительно ценности обзоров (комментариев), содержащееся в докладе, подготовленном под председательством директора Окриджской национальной лаборатории США А. Вейнберга 10 января 1963 г.: "Наука может, в конечном счете, справиться с информационным взрывом, если только достаточное число ее наиболее одаренных представителей будет приводить к компактному виду, подготавливать обзоры и интерпретировать литературу как для своего личного использования, так и для ученых более узких специальностей". Цит. по: Школа научной информации. [Электронный ресурс] URL: http://www.bogoslov.ru/text/318343.html (дата обращения: 05.12.2016).
*(2) См. более подробно: Петрова Д.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам его деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2008. 197 с.
*(3) Хахинова А.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 193 с.
*(4) URL: http://pravo.ru/news/view/135458 (дата обращения: 05.12.2016).
*(5) URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/994463/#review (дата обращения: 05.12.2016).
*(6) URL: http://www.consultant.ru/law/review/2890744.html (дата обращения: 05.12.2016).
*(7) По этому поводу В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: "Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании" (Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра М. 2004. С. 132).
*(8) Ранее Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 июля 2011 г. N 16-П и Определении от 6 марта 2013 года N 354-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) прекращается и дальнейшее доказывание его виновности, однако подозрение (обвинение) в совершении преступления с него при этом не снимается; напротив, по существу, констатируется совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, конкретным лицом, от уголовного преследования которого государство отказывается по причине его смерти; тем самым такое лицо без вынесения и вступления в законную силу обвинительного приговора суда фактически признается виновным в совершении преступления, что не согласуется с обязанностью государства обеспечить судебную защиту его чести, достоинства и доброго имени, гарантированную ст. 21 (часть 1), ст. 23 (часть 1), ст.ст. 45, 46 (части 1 и 2) и ст. 49 Конституции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тутанов Ю.Н., Аулов В.К. О некоторых комментариях к постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина": краткий комментарий
Ю.Н. Туганов - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник РГУП;
В.К. Аулов - доцент кафедры Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук
Tuganov J.N., Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Academician of the Academy of Natural Sciences, chief researcher RPMU
Aulov V.K., Associate Professor of the Baikal State University of Economics and Law, PhD
В публикации авторы комментируют Постановление Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П, о привлечении военнослужащих к материальной ответственности по приговору суда. В остальных случаях наступление материальной ответственности возможно по иску соответствующего должностного лица, который подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
The decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated November 8, 2016 No. 22-P "On business about check of constitutionality of the third paragraph of article 5 and paragraph 5 of article 8 of the Federal law "About a liability of military servicemen" in connection with the complaint of the citizen D. V. Bataragina": a brief review in the publication the authors comment on the Decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated November 8, 2016 No. 22-P, about bringing of military personnel to financial responsibility by the verdict of the court. In other cases, the onset of the material responsibility may at the suit of the official concerned, which is subject to review by the court of General jurisdiction in civil proceedings.
Ключевые слова: вооруженные силы, военнослужащий, материальная ответственность, судебная деятельность.
Key words: armed forces, soldier, financial responsibility, judicial activities.
О некоторых комментариях к постановлению Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина" от 8 ноября 2016 года N 22-П
Авторы:
Ю.Н. Туганов - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник РГУП;
В.К. Аулов - доцент кафедры Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г.