Концепция понимания частных военных и охранных компаний как средства защиты прав человека: утопия или будущее?
А.И. Алексеев,
студент 3 курса юридического факультета
Рязанского государственного
университета имени С.А. Есенина
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г.,с. 93-97.
Частные военные и охранные компании (далее - ЧВОК) - это негосударственные коммерческие организации, оказывающие на постоянной договорной основе охранные, военные и непосредственно с ними связанные услуги частным лицам и публично-правовым образованиям в соответствии с международным законодательством и законодательством страны пребывания*(1). Первые ЧВОК появились вскоре после окончания Второй Мировой войны*(2), и с тех пор наблюдается бурное развитие рынка частных военных и охранных услуг*(3), однако, с момента возникновения первых ЧВОК и до настоящего времени, многие исследователи отмечали затруднения в области разработки теоретического базиса ЧВОК, в частности, в определении понятия и классификации ЧВОК*(4). По нашему мнению, основной проблемой, препятствующей выработке теоретического базиса ЧВОК, является достаточно узкое понимание ЧВОК. Так, на данный момент большинство исследователей, особенно российских, рассматривают ЧВОК либо как прикрытие наемничества, несущее угрозу государственному суверенитету*(5), либо как инструмент внешней политики иностранных государств*(6), который рекомендуется перенять Российской Федерации. Несомненно, ЧВОК являются одним из самых неоднозначных инструментов внешней политики*(7), позволяющих обходить многие нормы и ограничения международного права, однако ограничение понимания настолько обширного явления, как ЧВОК, одним лишь политическим аспектом их деятельности создает проблемы в понимании перспектив развития ЧВОК в области защиты прав и свобод человека. Исследователям стоит учитывать, что при исследовании ЧВОК, появившихся вследствие синтеза бизнеса, преступности и политики, сугубо этатистский подход недопустим.
По нашему мнению, глобальные корпорации как акторы современной национальной и международной политики, в частности, ЧВОК, способны существенно повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина путем ликвидации монополии государства на ряд видов деятельности. В рамках данной концепции непосредственно ЧВОК являются одним из методов лишения государства монополии на легальное применение силы. Как уже неоднократно отмечалось в исследовательских работах, монополия ведет к сдерживанию научно-технического прогресса, понижению качества производимой продукции и расширения ее ассортимента*(8). В контексте конституционно закрепленных целей деятельности государства под качеством работы понимается уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е. основная задача государства в лице правоохранительных органов*(9). Проведя историко-правовой анализ развития государств, можно сделать вывод, что каждое государство на протяжении своего существования использовало органы государственной власти, наделенные монопольным правом на применение силы, для насилия над собственным населением. Наиболее хрестоматийными примерами являются репрессии в 1930-х гг. в СССР*(10)", интернирование японцев, в т.ч. граждан США японского происхождения, в концентрационные лагеря в ходе Второй Мировой войны в США*(11), политический террор, проводившийся НСДАП в 1930-е гг. в Германии*(12), геноцид тутси в Руанде в 1994 г.*(13) и пр. К тому же отсутствие конкуренции на рынке оказания военных и непосредственно с ними связанных услуг наносит ущерб самим государственным органам, наделенным монопольным правом на применение силы. Так, многие исследователи неоднократно отмечали низкий уровень подготовки сотрудников данных государственных органов*(14). Возникновение конкуренции в области охраны прав и свобод человека и гражданина позволит повысить уровень качества данной охраны в виде наличия альтернативы в случае недостаточной компетенции государства в решении какой-либо конкретной задачи. В качестве примера возникновения подобного рода конкуренции можно привести возникновение частных охранных предприятий (далее - ЧОП) в 1992 г.*(15), которые лишили государственные органы монопольного права на охрану граждан и субъектов предпринимательской деятельности в целях соблюдения конституционного положения о недопустимости ограничения прав граждан по социальному признаку*(16), что позволило гражданам и субъектам предпринимательской деятельности путем использования альтернативы в виде ЧОП как замены некомпетентным в данной области правоохранительным органам повысить уровень своей защиты не только от организованных преступных группировок в Российской Федерации, но и от недобросовестных представителей органов государственной власти, наделенных монопольным правом на применение силы. Данная практика была успешно применена не только в Российской Федерации, но и в Германии*(17), Великобритании*(18), ЮАР*(19) и иных государствах. Помимо ЧОП, достаточно эффективным является мировой опыт использования таких источников лишения государства монополии на применение силы, как частные тюрьмы*(20)". Стоит учитывать, что ряд услуг, необходимых населению, правоохранительные органы на данный момент вообще не оказывают, к примеру, охрану частных коммерческих судов в международных водах, охрану лиц, находящихся в зоне боевых действий на территории иностранных государств (например, военных журналистов) и пр.
Безусловно, ЧВОК на протяжении недолгой истории своего легального существования неоднократно являлись источником нарушения прав и свобод человека и гражданина и норм международного права, таких как расстрел 17 гражданских лиц сотрудниками ЧВОК Blackwater*(21) в Ираке в сентябре 2007 г.*(22), убийство охранника вице-президента Ирака и пр., однако стоит учитывать, что данные нарушения являются следствием недостаточного уровня урегулирования сферы оказания частных военных и охранных услуг в области международного и национального права, что признают как исследователи ЧВОК*(23), так и представители международных организаций*(24). На данный момент все международные нормативные акты, регулирующие деятельность ЧВОК, такие как "Документ Монтре"*(25) и МКПЧОК*(26), носят рекомендательный характер. Данные обстоятельства позволяют недобросовестным организациям и лицам использовать имеющиеся инструменты исполнения заключенного договора в целях нарушения прав и свобод человека и гражданина. По мнению автора, ряд мер, увеличивающих уровень международно-правового регулирования ЧВОК, позволят сократить уровень нарушения ЧВОК прав и свобод человека и гражданина до уровня иных уже существующих военизированных частных организаций и государственных органов. Однако стоит учитывать, что исключительно национальное регулирование ЧВОК не позволит полноценно использовать их в качестве инструмента защиты прав и свобод человека и гражданина, что со временем приведет к окончательной трансформации ЧВОК в инструмент непрямой внешней политики, своеобразный "корпоративный покров" государства. В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо регулирование деятельности ЧВОК, в первую очередь, на международном уровне, используя принцип приоритета международного права над национальным, в то же время регулируя нормами национальных законодательств вопросы, касающиеся непосредственно ЧВОК как субъектов предпринимательской деятельности, такие как порядок создания, реорганизации, ликвидации и пр.
Одной из самых эффективных мер в области обеспечения независимости ЧВОК и, в то же время, их регулирования является признание за транснациональными корпорациями (далее - ТНК), в т.ч. ЧВОК, некоторых положений, отличающих традиционные субъекты международного права. В таком случае ЧВОК для легального осуществления своей деятельности должны будут следовать нормативным правовым актам международного права, таким как Женевские конвенции и пр. Для большего обеспечения регулирования деятельности ЧВОК необходимо создание координирующей управленческой структуры ЧВОК, такой как Совет по международным отношениям (CFR) на международном уровне с наделением данной координирующей управленческой структуры статусом и полномочиями, схожими с саморегулируемыми организациями в российском праве*(27). Данный подход уже рассматривается некоторыми российскими исследователями, в частности, А.В. Кудашкиным, и, по мнению данных исследователей, такой подход вполне допустим с рядом оговорок*(28). Безусловно, в целях защиты прав, свобод и законных интересов ЧВОК необходимо обеспечить их представительство в организациях международного права, таких как ООН. Данное представительство может выражаться в создании представительства ЧВОК в Генеральной Ассамблее ООН в виде избрания ЧВОК, входящими в состав координирующей управленческой структуры, из своего состава представителя данной структуры и представление им интересов ЧВОК в Генеральной Ассамблее ООН с предоставлением данному представителю права голоса, аналогичному государству - члену ООН. Допускается возможным отсутствие необходимости принятия нормативных актов, регулирующих деятельность ЧВОК, т.е. возможно использовать предлагаемый В.Н. Старцуном т.н. "византийский" подход к регулированию деятельности ЧВОК, используемый на данный момент в США, согласно которому в целях регулирования деятельности ЧВОК достаточно внесения изменений в уже существующие нормативные акты, без принятия новых*(29). Таким образом представляется возможным в большей степени обеспечить независимость ЧВОК путем соблюдения принципа свободы предпринимательской деятельности без ущерба уровню защиты прав и свобод человека и гражданина. Данный подход целесообразно использовать не только при международном, но и, в ряде случаев, при национальном регулировании деятельности ЧВОК.
Исследователям стоит обратить внимание на потенциал ЧВОК в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в случае создания конкурентной дихотомии "государство - ТНК". Конкуренция в области защиты прав и свобод человека и гражданина между государствами и ТНК позволит как повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, что является основной задачей государства, так и повысить уровень оказания услуг и объем прибыли, что входит в интересы ТНК, в частности, ЧВОК.
На данном этапе перед ЧВОК стоит непростая задача. Появившись как плод синтеза традиционных наемников, корпоративных служб безопасности и государственных вооруженных сил, являясь точкой соединения законности и преступности, ЧВОК могут стать началом новой эпохи в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также новой вехой в истории взаимоотношений государства, общества и личности, однако на данном этапе независимость ЧВОК крайне мала. ЧВОК находятся на острие прогресса, и малейший толчок может столкнуть их обратно либо к преступным началам наемников, либо к политическим играм государств, что нанесет ущерб, в первую очередь, обществу в целом и каждому отдельно взятому индивиду в частности.
Библиографический список
1. Алексеев A.И. Основные проблемы определения понятия "частная военная и охранная компания" и пути их решения [Текст] / А.И. Алексеев // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: Сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции (РУДН, г. Москва, 29-30 апреля 2016 года); Российский университет дружбы народов - М., 2016. - С. 21-24.
2. Волеводз А.Г. Проблемы, принципы и перспективы международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий [Текст] / А.Г. Волеводз // Вестник МГИМО-университета. - 2010. - N 3. - С. 78-88.
3. Гусев П.П. Гражданско-правовое положение субъектов частной охранной деятельности [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук / Н.Н. Гусев - М., 1998. - 194 с.
4. Дорофеева В.Ю. Частная охранная деятельность в Германии и США [Текст] / В.Ю. Дорофеева // Судебная власть и уголовный процесс. - 2013. - N 2. - С. 140-143.
5. Кадыров Р.М., Артемьев Е.В., Тищенко В.И. Факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности военнослужащих [Текст] / P.M. Кадыров, Е.В. Артемьев, В.И. Тищенко // Ученые записки университета имени П.И. Лесгафта - 2007. - N 1. - С. 50-54.
6. Комлева П.А. Глобальные корпорации как акторы современного геополитического процесса [Текст] / Н.А. Комлева // Политэкс. Т. 9 - 2013. - N 3. - С. 114-115.
7. Корнева Л.П. Современная немецкая историография о механизме контроля и подавления нацистского государства: гестапо и концентрационные лагеря [Текст] / Л.Н. Корнева // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 2. - 2014. - N 3. - С. 71-76.
8. Кудашкин А.В. К вопросу о саморегулировании в деятельности по оказанию частных услуг военного назначения: проблема выбора правовой модели [Текст] / А.В. Кудашкин // Электронное научное издание "Военное право", 2015. - N 2. - С. 4-12.
9. Михайленко А.П. Частные военные и охранные компании в России: быть или не быть? [Текст] / А.Н. Михайленко // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - N 5. - С. 90-99.
10. Озерова О.А. Применение насильственных методов и репрессий в период сплошной коллективизации в 1930-1932 гг. (на примере тюркских народов Западной Сибири) [Текст] / О.А. Озерова // Омский научный вестник. - 2012. - N 5. - С. 22-25.
11. Порезанова Е.В. Виды монополий в современной экономике России [Текст] / Е.В. Порезанова Известия Саратовского университета. Серия "Экономика. Управление. Право" - 2012. - Т. 12. - N 1. - С. 23.
12. Смирнов С.В. Частные военные компании как угроза суверенитету современного государства [Текст] / С.В. Смирнов // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: сб. ст. Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала "Правовое государство: теория и практика; Башкирский государственный университет. - Уфа, 2015. - С. 98-102.
13. Сталин, И.В. Сочинения. В 13 т. Т. 12 [Текст] / И.В. Сталин - М., 1949.
14. Старцун В.П. К вопросу о правовом регулировании создания и деятельности в Российской Федерации частных военных компаний [Текст] / В.Н. Старцун // Российский военно-правовой сборник N 21: Актуальные вопросы правового обеспечения совершенствования и развития военной организации государства: международная научно-практическая конференция / отв. ред. д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин. - М.: За права военнослужащих, 2016. - Вып. 144. - С. 43-51.
15. Степанов М.Г. Политические репрессии в СССР периода сталинской диктатуры (1928-1953 гг.): обзор современных историографических исследований [Текст] / М.Г. Степанов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 12. - С. 145-149.
16. Чурсин О.А. Вопросы повышения профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / О.А. Чурсин // Инновационная наука. - 2016. - N 1-3(13). - С. 148-151.
17. Diphoom Т.G. Twilight Policing: Private Security Practices in South Africa [Текст] / Т.G. Diphoom // British Journal of Criminology Advance Access. - 2016. - N 56. - P. 313-331.
18. Grav I.G. The Impact ofPrivate Military and Security Companies on Somali Security Sector Institutions. Master's Thesis [Текст] / I.G. Grav // Peace and Conflict Studies Department of Political Science University of Oslo. - 2012. - 66 pp.
19. Irons P. Justice At War: The Story of the Japanese American Internment Cases [Текст] / P. Irons - Washington: University of Washington Press, 1993.
20. Leupp G.P. Interracial Intimacy in Japan: Western Men and Japanese Women, 1543-1900. [Текст] - London: A & S Black, 2003.
21. Mamdani M. When Victims Become Killers: Colonialism, Nativism, and the Genocide in Rwanda [Текст] / M. Mamdani. - Princeton, N.J.: Princeton University Press. 2002.
22. Melvern L. Conspiracy to Murder: The Rwandan Genocide [Текст] / L. Melvem - Brooklyn, N. Y.: Verso, 2004.
23. Paul G., Mallmann K.-M. (Hrsg.) Die Gestapo. Mythos und Realist [Текст] / G. Paul, K.-M. Mallmann - Darmstadt, 1995.
24. Perlo-Freeman S., Skons E. The Private Military Service Industry [Текст] / S. Perlo-Freeman, E. Skons // SIPRI Insights on Peace and Security. - 2008. - N 1. - P. 1-18.
25. Singer P.W. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry [Текст] / P.W. Singer - Ithaca, N. Y.: Cornell University Press: Cornell Studies in Security Affairs, 2003.
26. Taslitz A.E. Stories of Fourth Amendment Disrespecr: From Elian to the Internment [Текст] / A.E. Taslitz // Fordham Law Review - 2002.
27. Wagner M. The Second Large Force: Private Military Contractors & State Responsibility [Текст] / M. Wagner // University of Miami Legal Studies Research Paper - 2010. - N 10.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Алексеев А.И. Основные проблемы определения понятия "частная военная и охранная компания" и пути их решения [Текст] / А.И. Алексеев // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: Сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции (РУДН, г. Москва, 29-30 апреля 2016 года); Российский университет дружбы народов - М., 2016. - С. 21-24.
*(2) Wagner М. The Second Large Force: Private Military Contractors & State Responsibility [Текст] / M. Wagner // University of Miami Legal Studies Research Paper - 2010. - N 10. - P. 5.
*(3) Singer P.W. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry [Текст] / P. W. Singer - Ithaca, N. Y.: Cornell University Press: Cornell Studies in Security Affairs, 2003. - P. 3.
*(4) Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, социальных и культурных прав, включая право на развитие. Доклад рабочей группы по использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. Документ ООН A/HRC/7/7, 9 января 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G08/l00/77/PDF/G0810077.pd f?OpenElement.
*(5) Смирнов С.В. Частные военные компании как угроза суверенитету современного государства [Текст] / С.В. Смирнов // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: сб. ст. Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала "Правовое государство: теория и практика; Башкирский государственный университет. - Уфа, 2015. - С. 98-102.
*(6) Михайленко А.Н. Частные военные и охранные компании в России: быть или не быть? [Текст] / A.H. Михайленко // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - N 5. - С. 90-99.
*(7) Так, именно ЧВОК, в особенности, Executive Outcomes, сыграли основную роль в интервенции в Сомали в 1990-х гг. при активной поддержке ООН и финансировании многих государств, в частности, США. Подробнее см.: Grav I.G. The Impact of Private Military and Security Companies on Somali Security Sector Institutions. Master's Thesis [Текст] / I.G. Grav // Peace and Conflict Studies Department of Political Science University of Oslo. - 2012. - P. 9.
*(8) Порезанова Е.В. Виды монополий в современной экономике России [Текст] / Е.В. Порезанова // Известия Саратовского университета. Серия "Экономика. Управление. Право" - 2012. - Т. 12. - N 1. - С. 23.
*(9) Ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Абз. 16 Указа Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации").
*(10) Подробнее см.: Сталин И.В. Сочинения. В 13 т. Т. 12 [Текст] / И.В. Сталин - М., 1949.; Озерова, О.А. Применение насильственных методов и репрессий в период сплошной коллективизации в 1930-1932 гг. (на примере тюркских народов Западной Сибири) [Текст] / О.А. Озерова // Омский научный вестник. - 2012. - N 5. - С. 22-25; Степанов М.Г. Политические репрессии в СССР периода сталинской диктатуры (1928-1953 гг.): обзор современных историографических исследований [Текст] / М.Г. Степанов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 12. - С. 145-149.
*(11) Leupp G.P. Interracial Intimacy in Japan: Western Men and Japanese Women, 1543-1900. [Текст] - London: A & S Black, 2003. - P. 33.: Taslitz A.E. Stories of Fourth Amendment Disrespecr: From Elian to the Internment [Текст] / A.E. Taslitz // Fordham Law Review - 2002.: Irons, P. Justice At War: The Story of the Japanese American Internment Cases [Текст] / P. Irons - Washington: LTniversity of Washington Press, 1993.
*(12) Подробнее см.: Paul G., Mallmann K.-M. (Hrsg.) Die Gestapo. Mythosund Reality [Текст] /G. Paul, K.-M. Mallmann-Darmstadt, 1995; Корнева Л.H. Современная немецкая историография о механизме контроля и подавления нацистского государства: гестапо и концентрационные лагеря [Текст] / Л.H. Корнева // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 2. - 2014. - N 3. - С. 71-76.
*(13) Подробнее см.: Mamdani М. When Victims Become Killers: Colonialism, Nativism, and the Genocide in Rwanda [Текст] / M. Mamdani. - Princeton, N.J.: Princeton LTniversity Press, 2002.: Melvern, L. Conspiracy to Murder: The Rwandan Genocide [Текст] / L. Melvem - Brooklyn, N.Y.: Verso, 2004.
*(14) Так, О.А. Чурсин отмечает дефицит профессионально подготовленных работников, инженерно-технического и управленческого персонала в органах МВД России. Подробнее см.: Чурсин О.А. Вопросы повышения профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / О.А. Чурсин // Инновационная наука. - 2016. - N 1-3 (13). - С. 148-151; Кадыров Р.М., Артемьев Е.В., Тищенко В.И. Факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности военнослужащих [Текст] / Р.М. Кадыров, Е.В. Артемьев, В.И. Тищенко // Ученые записки университета имени П.И. Лесгафта - 2007. - N 1. - С. 50-54.
*(15) Diphoom Т.G.. Twilight Policing: Private Security Practices in South Africa [Текст] / Т.G. Diphoom // British Journal of Criminology Advance Access. - 2016. - N 56. - P. 313-331.
*(16) Комлева H.А. Глобальные корпорации как акторы современного геополитического процесса [Текст] / H.А. Комлева // Политэкс. Т. 9 - 2013. - N 3. - С. 114-115.
*(17) Из-за ряда инцидентов компания Blackwater была переименована сперва в ХЕ Services, затем - в Academi.
*(18) Perlo-Freeman S., Skons E. The Private Military Service Industry [Текст] / S. Perlo-Freeman, E. Skons // SIPRI Insights on Peace and Security. - 2008. - N 1. - P. 1-18.
*(19) Волеводз А.Г. Проблемы, принципы и перспективы международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий [Текст] / А.Г. Волеводз // Вестник МГПМО-университета. - 2010. - N 3. - С. 78-88.
*(20) Доклад межправительственной рабочей группы открытого состава по рассмотрению возможности создания международной нормативной базы для регулирования, мониторинга и контроля деятельности частных военных и охранных компаний о работе ее второй сессии. Документ ООН A/HRC/22/41, 24 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSessio n/Session22/A.HRC.22.4 l_ru.pdf.
*(21) Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
*(22) Гусев Н.Н. Гражданско-правовое положение субъектов частной охранной деятельности [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук / H.H. Гусев - M., 1998. - С. 34.
*(23) В Германии нередко частные охранные предприятия выполняют функции полиции, при этом их зачастую нанимают полицейские управления, т.к. частные охранные предприятия могут выполнять данную работу за меньшую плату на равном уровне качества. Подробнее см.: Дорофеева В.Ю. Частная охранная деятельность в Германии и США [Текст] / В.Ю. Дорофеева // Судебная власть и уголовный процесс. - 2013. - N 2. - С. 140-143.
*(24) Стоит упомянуть, что Великобритания является родиной G4S - крупнейшего частного охранного предприятия в мире, действующего более чем в 100 странах и состоящего из более чем 610 000 сотрудников. Подробнее см.: Who We Are| G4S [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://www.g4s.com/en/Who%20we%20are/.
*(25) The Montreux Document [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /https://www.icrc.org/eng/assets/files/other/icrc_002_0996.pdf.
*(26) The International Code of Conduct for Private Security Service Providers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://icoca.ch/en/the_icoc.
*(27) Федеральный закон от 1.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
*(28) Кудашкин А.В. К вопросу о саморегулировании в деятельности по оказанию частных услуг военного назначения: проблема выбора правовой модели [Текст] / А.В. Кудашкин // Электронное научное издание "Военное право", 2015. - N 2. - С. 4-12.
*(29) Старцун В.Н. К вопросу о правовом регулировании создания и деятельности в Российской Федерации частных военных компаний [Текст] / В.H. Старцун // Российский военно-правовой сборник N 21: Актуальные вопросы правового обеспечения совершенствования и развития военной организации государства: международная научно-практическая конференция / отв. ред. д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин. - М.: За права военнослужащих, 2016. - Вып. 144. - С. 43-51.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Алексеев A.И. Концепция понимания частных военных и охранных компаний как средства защиты прав человека: утопия или будущее?
Alekseev A.I. Conception of understanding of private military and security companies as way of protective human rights: Utopia or future?
А.И. Алексеев - студент 3 курса юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Alekseev A.I. - year student of the faculty of law of Ryazan State University named for S. Yesenin mrparabellum
В статье рассматриваются основные подходы российских и иностранных исследователей к пониманию частных военных и охран-ныхкомианий, основные проблемы данных подходов, а также предлагается концепция понимания частных военных и охранных компаний как средства защиты прав и свобод человека путем создания конкуренции между государством и частными военными и охранными компаниями. Также предлагается план действий по правовому закреплению правового статуса частных военных и охранных компаний на международном и национальном уровнях, в том числе без приняли новых нормалшных актов, путем признания частных военных и охранных компаний субъектами международного права с членством в международных организациях и создания координирующей управленческой структуры частных военных и охранных компаний.
This article consider the principal positions of russian and foreign researchers about understanding of private military and security companies, the principal problems of these positions, and also the article propose a conception of understanding of private military companies as way of protecting of human rights by creating a competition between government and private military and security companies. Also article propose a plan of actions for legal regulation of legal status of private military and security companies on international and national levels, maybe even without adoption of new laws, by the recognition of private military and security companies as subjects of international law with membership in international organizations and creating of coordinating management organization of private military and security companies.
Ключевые слова: Частные военные и охранные компании, саморегулируемые организации, субъекты международного права, права человека, координирующие управленческие организации.
Key words: Private military and security companies, self-regulate organizations, subjects of international law, human rights, coordinating management organizations.
Концепция понимания частных военных и охранных компаний как средства защиты прав человека: утопия или будущее?
Автор
А.И. Алексеев - студент 3 курса юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г.