Правовые проблемы службы военного духовенства: правовая работа по совершенствованию военно-религиозных правоотношений
О.А. Овчаров,
кандидат юридических наук,
преподаватель Военного университета
Министерства обороны Российской Федерации
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г., с. 102-108.
Под правовой работой принято понимать комплекс мер, осуществляемых уполномоченными органами с помощью правовых средств для достижения единых целей, общеполезных благ, установления справедливых социальных отношений. Одним из важнейших направлений правовой работы является содействие с помощью правовых средств плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству государства и церкви, военных и религиозных организаций. В этой сфере определенные проблемы вызывает установление и дальнейшее совершенствование (с помощью правовых средств) правового статуса военного духовенства в России на современном этапе развития.
21 июля 2009 года Президент Российской Федерации Д. Медведев санкционировал введение в России института военного духовенства*(1). Выступая на специальном совещании, Президент Российской Федерации сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение, а также о введении в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ) института военного духовенства. "Я принял решение поддержать оба этих обращения: идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных Силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии", - сказал Д. Медведев*(2). Вскоре после этого было издано Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, которое было утверждено Министром обороны Российской Федерации 24 января 2010 года*(3).
Так был сделан большой шаг в сторону воссоздания военного духовенства. Однако издание указанного выше акта следует расценивать как полумеру, поскольку в нем говорится не столько о создании военного духовенства, сколько о создании органов по работе с верующими военнослужащими, которые не вполне отвечают замыслам военно-политического руководства страны по восстановлению института военного духовенства в прежнем правовом положении, основывающемся на отечественном и зарубежном опыте.
Данный вывод подтверждают и результаты проведенной 8 февраля 2012 г. (спустя два с половиной года после принятия Президентом Российской Федерации решения о введении военного духовенства) встречи Председателя Правительства России (в тот период) В.В. Путина с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и главами религиозных объединений России, на которой В.В. Путин сказал в частности: "И еще один приоритет, чрезвычайно важный и традиционный, собственно говоря, для наших конфессий, прежде всего, конечно, для Русской Православной Церкви (ну и в сегодняшних условиях для всех традиционных конфессий), - это участие Церкви в жизни Вооруженных Сил Российской Федерации. Традиция такого участия и служения уходит глубоко корнями в историю нашей Родины, является одним из мощных источников патриотизма. Церковь всегда была с народом, особенно в самые тяжелые времена". И подведя итог, В.В. Путин далее поставил задачу: "Считаю, что необходимо на должный уровень поставить развитие института военного духовенства. К решению этой задачи с равным вниманием должны подойти и религиозные организации, и само Министерство обороны"*(4).
Внимательный анализ сущностного содержания поставленной задачи показывает, что в динамично меняющихся государственно-церковных отношениях введение и дальнейшее развитие института военного духовенства стоит не на должном уровне и требует дальнейшего совершенствования, в т.ч. и с помощью правовых средств, с помощью комплексной правовой работы, проводимой в этом направлении. Русская Православная Церковь на поставленную задачу ответила изданием важного официального документа - Положения о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации (принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 г., журнал N 141)*(5). Данное синодальное Положение попыталось хоть как-то сгладить те несовершенства, которые обнажило указанное выше Положение, утвержденное Министром обороны Российской Федерации. Так, например, синодальным Положением вводится понятие военного духовенства причем двух категорий: штатное и нештатное, чего нельзя встретить в министерском Положении. Со стороны же Минобороны России никаких ответных правовых мер (по совершенствованию института военного духовенства) на поставленную В.В. Путиным задачу до сих пор не последовало, какого-либо нормативного правового акта о военном духовенстве Министр обороны Российской Федерации так до сих пор и не издал, хотя и прошло уже около пяти лет.
В связи с изложенным возникает насущная необходимость проанализировать отдельные аспекты правового статуса военного духовенства (органов по работе с верующими военнослужащими) согласно действующему законодательству, месту и роли военного священника в военном деле, правовому положению дореволюционного военного духовенства в России, а также аналогичных подразделений за рубежом и предложить правовые меры по дальнейшему развитию и совершенствованию военного духовенства.
Как видно из п. 17 Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора, заключаемого в порядке, установленном законодательством. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет сущностное содержание трудового договора и устанавливает в ст. 56, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Внимательный анализ законодательно установленного понятия трудового договора (связывающего командира с военным священнослужителем) показывает, что в его основе лежит наем работника за определенную плату для выполнения работы в интересах, под управлением и контролем работодателя. Вместе с тем превращение при переходе в военную организацию священнослужителя в наемного работника командира воинской части не вполне соответствует миссии военного духовенства в войсках, целям и задачам его деятельности. Ведь не ради платы нанимается священник в военную организацию, а для достижения более высоких целей - служить Богу и ближним, воинам и своему народу, мужественно перенося тяготы и лишения своей службы наравне с военнослужащими, в т.ч. рискуя жизнью на поле брани.
На такое жертвенное служение указывает не только само наименование священнослужителя, но и Священное Писание, которое сообщает: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20; 28). А в другом месте Священное Писание (раскрывая суть пастырского долга через противопоставление этой пастырской службы наемничеству) разъясняет, что "пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах" (Ин 10; 11-13). История военного духовенства в России знает множество примеров такого жертвенного служения, которое трудно назвать наемничеством.
Вот яркий пример и доказательство такого самоотверженного служения. В начале 1901 г. священник Стефан Щербаковский был назначен полковым священником в 11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. С этим полком отец Стефан в Русско-японскую войну и совершил свой главный подвиг в знаменитой битве при Тюренчене. Бой на реке Ялу, так называемый Тюренченский бой, был первым значительным сражением в Русско-японской войне. Силы японцев составляли около 45 тыс. человек против 18 тыс. русских. А в месте фактического боя у Тюренчена японцы имели пятикратный численный перевес. В этот день, 18 апреля 1904 г., артиллерия японцев открыла шквальный огонь по правому флангу отряда генерала Засулича. Через некоторое время японские цепи кинулись в атаку. Тяжелый бой кипел вот уже семь часов. Засуличу, чтобы не попасть в окружение всей армии, пришлось оставить в арьергарде 11-й и 12-й Восточно-Сибирские стрелковые полки, а основными силами отступать. Оставшиеся в арьергарде полки были изнурены тяжелым боем. Враг наступал с двух сторон, что серьезно осложняло ситуацию. И все же главная задача - задержать японцев и дать основным силам выйти из окружения - была выполнена, и сибирякам было велено пробиваться из окружения к основным силам. Чтобы совершить прорыв, развернутые полки несколько раз ходили в атаку под звуки полкового марша и гимна "Боже, Царя храни!". Но японцы, каждый раз уклоняясь от штыкового боя, осыпали русских градом свинца. Во время одной из таких атак был убит командир полка. Положение становилось крайне критичным. Тогда на пригорок, перед строем стрелков, вышел полковой священник Стефан Щербаковский. Он встал на колени и три раза осенил бойцов крестом со словами: "Христос Воскресе!". Это пасхальное приветствие зажгло в сердцах солдат надежду, и они, вначале нестройными голосами, а потом все уверенней и громче отвечали своему пастырю: "Воистину Воскресе". Тогда священник, высоко подняв крест, воскликнул: "Вперед за святое дело, за Отечество! Победим!" - и пошел на японцев впереди знамени полка, увлекая за собой солдат. Благодаря смелой решительности священника русские воины, исполнившись мужества, прорвали японские цепи и вышли из окружения. В ходе боя Щербаковский получил два тяжелых ранения. Сначала пуля попала ему в руку, в которой он держал крест, и тот выпал. Священник остановился, поднял крест другой рукой и продолжил вести солдат на японцев. Вторая пуля угодила о. Стефану в грудь, и он упал, потеряв сознание. Причетник полковой церкви унтер-офицер Перч, находившийся во время атаки рядом с о. Стефаном, перевязал рану священника и помог солдатам вынести своего пастыря на руках с поля боя.
"Яростное сопротивление наших шести батальонов 32 японским, - подводит итог сражению русский военный историк А.А. Керсновский, - ввело Куроки в заблуждение относительно нашей численности: каждый наш полк он считал за дивизию. После боя ему были представлены раненые и попавшие в плен русские офицеры. Узнав от них, что против его армии дрались всего два полка, Куроки поклонился им: "В таком случае, господа, поздравляю вас, вы герои!". Под Тюренченом 6 000 русских с 30 орудиями дрались с 36 000 японцев при 128 орудиях"*(6).
Таких примеров бескорыстного служения военных священнослужителей в войсках из дошедших до наших дней можно было бы привести множество (если бы не ограниченные возможности объема публикации). А сколько подобных героических случаев служения остались неизвестными широкой публике! Все они свидетельствуют о том, что священник в войсках выполняет не определенную работу для командира за конкретную зарплату, а служит Богу и ближним, не щадя своих сил и самой жизни.
Таким образом, обнаруживается проблема явного несоответствия наименования деятельности военного священнослужителя (как наемного работника командира) ее содержанию (бескорыстная служба, жертвенное служение Богу и ближним). В этой связи на повестку дня встает вопрос об адекватном этому закреплении правового режима деятельности военного духовенства в военных организациях, о замене статуса наемного работника на статус священнослужителя, а правоотношений между военной организацией и военным духовенством - с отношений наемничества на отношения службы военного духовенства по аналогии с военной службой. На эту аналогию справедливо указывают и дореволюционные ученые.
Так, например, A.M. Добровольский считал, что военнослужащими должны признаваться все те лица, которые, находясь в государственно-служебных отношениях к государству, непосредственно или косвенно своею обязательною деятельностью в армии и в военном управлении содействуют осуществлению задач вооруженной борьбы государства*(7).
По дореволюционному законодательству к военнослужащим относились:
1) воинские чины, состоящие на действительной военной службе;
2) гражданские чиновники военного ведомства, состоящие на действительной военной службе в военном ведомстве и имеющие классный чин;
3) военное духовенство, которое кроме лиц, имеющих военные и гражданские чины, состояло на службе в военном ведомстве. Степени духовной иерархии определялись в канонических постановлениях церкви и в Своде Законов Российской Империи*(8).
Следовательно, анализируя данные обстоятельства, приходит к заключению А.В. Кудашкин в параграфе 4.1 своего исследования "Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования"*(9), понятие военнослужащего характеризовалось следующими признаками:
во-первых, наличием у лица военного или гражданского чина или военного духовного сана;
во-вторых, занятием должности в военном ведомстве.
Однако каждая из указанных групп характеризовалась своим правовым положением. Если лица, входящие в первую группу (военные чины), непосредственно осуществляли задачи вооруженной борьбы государства, то вторая (гражданские чины) и третья (военные священники) косвенно.
Гражданские чины принимали участие в выработке тех или иных управленческих решений, тем самым в военном ведомстве им была отведена вспомогательная роль. Военные священники обязаны были исполнять религиозные обряды и нести другие обязанности лиц духовного сана в войсках*(10)".
Таким образом, заключает А.В. Кудашкин, военнослужащими в дореволюционной России являлись лица, находящиеся в публично-правовых и духовно-правовых отношениях и занимающие должности в военном ведомстве, т.е. исполнение службы в военном ведомстве было главным критерием, определяющим лицо, являющееся военнослужащим. В дальнейшем содержание понятия "военнослужащий" в советской и российской правовой науке и, как следствие, в законодательстве изменилось.
В советский период по идеологическим соображениям военное духовенство было ликвидировано властями, но в постсоветской России началось возрождение военного духовенства, в связи с чем встает вопрос о его служебном положении, о восстановлении прежнего статуса в системе государства с учетом современных условий и действующего законодательства. В настоящий момент военные священнослужители статуса военнослужащего не имеют, вследствие чего находятся в затруднительном, ущербном положении. Они вынуждены претерпевать все тяготы и лишения военной службы часто наравне с военнослужащими, следовать за войсками на учения и театр военных действий, получать ранения и гибнуть на поле боя, но необходимых условий организации их деятельности государством в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (применительно к военному духовенству) не создано. А ведь исторический опыт и опыт зарубежных стран (особенно тех, где священники являются военнослужащими) свидетельствует о том, что условия службы военных священнослужителей по своей сути принципиально не отличались от условий службы военнослужащих.
Обращаясь к историческому опыту службы военных священнослужителей в Российской империи, следует отметить, что в 1887 г. были систематизированы и упорядочены их права; императором было утверждено Положение о служебных правах и окладах содержания военного духовенства. Наиболее полно общие обязанности и права полковых священников были изложены в Положении об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств, а также в некоторых документах, принятых в последующие годы*(11). Названным Положением было установлено соответствие военно-духовных и военных чинов: главный священник армии и флота - генерал-лейтенант, штатный протоиерей - полковник, полковой священник-капитан, штатный дьякон - поручик, псаломщик-подпрапорщик. Главный священник армии и флота в 1890 году был переименован в протопресвитера военного и морского духовенства и приравнен к чину полного генерала. В отношении получения эмеритальной пенсии полковой священник был приравнен к майору. Согласно официальным данным 1891 г., в штате военного и морского духовенства Российской империи состояло 569 священно- и церковнослужителей*(12).
Примечательно, что согласно стенограмме совещания 21 июля 2009 г. у Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей на вопрос Президента, обращенный к Министру обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкову, какая зарплата будет у военного священнослужителя, последний ответил: "Мы в бригадах, конечно, попытаемся приравнять их к заместителям командира по воспитательной работе. Это где-то будет порядка 35-40 тыс. руб.". На что, в свою очередь Д.А. Медведев ответил: "Нормально. Ладно. Понятно..."*(13). Видимо, попытка бывшего Министра обороны А.Э. Сердюкова приравнять военное духовенство по статусу с заместителями командиров по воспитательной работе не удалась и обещание свое Президенту Российской Федерации он так и не выполнил.
На недостаток у военного духовенства средств к существованию указывает и священноначалие. Так, архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий поясняет, что военный священник назначается в воинскую часть на должность по трудовому договору. Должностной оклад согласно договору установлен в 10 тыс. руб. в месяц; с учетом районного коэффициента, за сложность и за выслугу лет общая сумма месячных выплат может достигать 25 тыс. руб. Архиепископ Игнатий, отмечая эти факты, приходит к выводу: "Денежное довольствие военных священников, регламентированное в Минобороны, весьма скромное. Его не хватит для содержания священнослужителя и его семьи. Священнику придется искать заработок на стороне. А это очень сильно будет влиять на его службу, и сильно будет снижен его потенциал"*(14).
Таким образом, наряду с проблемами соответствия наименования военного духовенства, содержания его деятельности, встает и проблема достойного обеспечения этой деятельности без ущерба для самого военного священника. Все эти три проблемы взаимосвязаны между собой. За рубежом данные проблемы решаются посредством превращения священников в государственных служащих, в т.ч. в офицеров (США, Англия, Канада, Норвегия, Италия, Австрия, Франция, Польша, Южная Корея, Израиль и др.). Священник в греческих вооруженных силах имеет воинское звание, но военную форму не носит, а носит рясу. В Германии военные священнослужители не являются военнослужащими, но приравнены в правах к государственным служащим и находятся на соответствующем государственном обеспечении.
С учетом отечественного исторического опыта и сложившейся во многих зарубежных государствах практики установления правового статуса военного духовенства наравне со статусом военнослужащего представляется целесообразным вернуть прежнее наименование, правовое положение и материальное обеспечение военного духовенства, приравнять статус штатного военного священнослужителя к статусу военнослужащего без присвоения воинских званий и без заключения с военным священнослужителем трудового договора (который по аналогии с военной службой целесообразнее заменить на контракт о прохождении священнической (пастырской) службы в военной организации). Назначаясь на штатную должность, военный священнослужитель должен быть готов по первому требованию убыть в горячую точку вместе со своим подразделением, переносить тяготы и лишения службы в отдаленных военных гарнизонах, на полевых учениях и в боевых условиях, перемещаться в соответствии с требованиями вышестоящего священноначалия и командования. Все вышеперечисленные юридически важные обстоятельства требуют соответствующего правового закрепления.
Библиографический список
1. Лукичев Б.М. Патриарх Кирилл и военное духовенство (О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных силах Российской Федерации). [Текст] / Б.М. Лукичев. - М.: ФИВ, 2016. 240 с.
2. Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства. [Текст] / Н. Агафонов. М.: Благовест, 2013. 352 с.
3. Добровольский A.M. Военно-административные законы. Военная служба. Конспект лекций. [Текст] / А.М.Добровольский. - СПб, 1905.
4. Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. 2009 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
------------------------------------------------------------------------
*(1) Уже в этом году в российской армии появится должность военного священника. - URL: http://www.pobeda.ru/content/blogcategory/62/167/16/0/ (дата обращения: 7.05.2015).
*(2) Президент России поддержал преподавание религии в школах и введение в армии института капелланов [Электронный ресурс]. URL: http://pda.pravmir.ru/tag/kapellan/ (дата обращения: 21.05.2014).
*(3) Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник военного и морского духовенства [Электронный ресурс]. URL: http://kapellan.ru/polozhenie-po-organizacii-raboty-s-veruyushhimi-v-voor uzhennyx-silax-rf.html (дата обращения: 29.05.2014).
*(4) Лукичев Б.М. Патриарх Кирилл и военное духовенство (О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных силах Российской Федерации) - M.: ФПВ, 2016. С. 84-85.
*(5) Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (дата обращения: 08.07.2014).
*(6) Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства. M.: Благовест, 2013. С. 117-121.
*(7) Добровольский A.M. Военно-административные законы. Военная служба. Конспект лекций. СПб, 1905. С.8.
*(8) СЗ PИ. Кн. IX, разд. II, изд. 1896.
*(9). Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. 2009 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
*(10) Ст.ст. 37-55 Свода Военных Постановлений. СПб., 1907. С. 16-18.
*(11) Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. СПб., 1890. 32 с.
*(12) Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 173.
*(13) Лукичев Б.М. Указ. соч. С. 181.
*(14) Военные священники не должны ходить строевым шагом, их оклад нужно увеличить - архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=41352> (дата обращения: 2.05.2013).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Овчаров О.А. Правовые проблемы службы военного духовенства: правовая работа по совершенствованию военно-религиозных правоотношений
Ovcharov O.A. Legal problems of service chaplains: the legal work to improve the military-religious relations
О.А. Овчаров - кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
O.A. Ovcharov - PhD, lecturer, Military University of the Ministry of defence of the Russian Federation
В статье кратко рассмотрены и проанализированы проблемы совершенствования правовой работы в области военно-религиозных отношений, в т.ч. некоторые аспекты института военного духовенства, его наименования, деятельности, статуса и материального обеспечения, предложены пути дальнейшего совершенствования правовой работы с учетом отечественного и зарубежного опыта.
This article briefly reviewed and analyzed the problem of improving the legal work in the field of military-religious relations, including some aspects of the institution of military clergy, its name, activities, status and material security, the ways of further improving the legal work, taking into account domestic and foreign experience.
Ключевые слова: правовая работа, военное духовенство, помощник по работе с верующими военнослужащими, работник, священнослужитель.
Key words: legal work, the military clergy, assistant to work with the faithful soldiers, worker priest.
Правовые проблемы службы военного духовенства: правовая работа по совершенствованию военно-религиозных правоотношений
Автор
О.А. Овчаров - кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г.