Каким органом и в соответствии с какой процедурой должен рассматриваться вопрос о наличии (отсутствии) конфликтов интересов, а также какие меры и кем могут быть применены к лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления?
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами.
Поскольку специальных норм в отношении них Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено, указанные лица должны соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные для государственных и муниципальных служащих.
Кроме этого Федеральным законом N 273-ФЗ не урегулирован вопрос, кому именно должны указанные лица направлять, например, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомления о возникновении конфликта интересов и уведомления об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
С нашей точки зрения, данные сведения возможно направлять в представительный орган муниципального образования. Связано это с тем объемом полномочий, который за ним закреплен. В частности это его контрольные функции и функции по созданию органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 9 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом положения части 5 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривают, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Данные положения не ограничивают перечень органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в отношении которых представительные органы муниципальных образований могут осуществлять контроль за исполнением ими указанных полномочий. При этом такой контроль может осуществляться в форме предоставления указанными органами и должностными лицами представительному органу муниципального образования ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, затребования необходимых документов и материалов по рассматриваемым вопросам в представительном органе муниципального образования, утверждения (неутверждения) представительным органом муниципального образования отчета об исполнении местного бюджета, а также в иных формах.
С учетом изложенного и до урегулирования вопроса в федеральном законодательстве представляется возможным направлять указанные выше сведения в представительный орган муниципального образования. При этом соответствующая норма должна найти отражение в уставе муниципального образования.
Что касается конфликта интересов, сообщаем. Законодательное развитие института разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе рассматривается в качестве меры по правовому обеспечению противодействия коррупции. В рамках реализации этой задачи в Федеральном законе N 273-ФЗ сформулировано понятие конфликта интересов, а также порядок его предотвращения и урегулирования, то есть он содержит нормы прямого действия, рассчитанные на непосредственное применение в рамках государственной и муниципальной службы. В отношении выборного должностного лица органа местного самоуправления понятие "конфликт интересов", содержащееся в Федеральном законе N 273-ФЗ, является вполне уместным. В отношение же депутата и члена выборного органа местного самоуправления оно не совсем корректно, поскольку предусматривает, что соответствующее лицо находится на службе и обладает должностными (служебными) обязанностями.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в частности в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" внесены изменения, использующие понятие "конфликт интересов" применительно к регламентации статуса соответственно членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы. Однако при этом определение понятия "конфликт интересов" не дано. Соответственно, применение таких новых законодательных положений возможно только по аналогии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ, что представляется не вполне удачным.
С нашей точки зрения, определение понятия "конфликт интересов" требует уточнения в отношении депутатов и членов выборных органов местного самоуправления. Однако до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство данная норма в отношении указанных лиц может применяться по аналогии и регулироваться уставом муниципального образования.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.