Не возникает ли конфликт интересов, если депутатом представительного органа муниципального образования избирается руководитель предприятия или учреждения, принадлежащего этому муниципальному образованию?
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ) часть 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) была изложена в новой редакции. В результате, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ было закреплено правило о том, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В связи с этими новациями следует обратить внимание на ряд моментов.
1. В редакции части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ, уже существовало требование к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Одновременно часть 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривала досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. Таким образом, институт досрочного прекращения полномочий в отношении лиц, замещающих муниципальные должности и допустивших нарушение адресованных им требований в части противодействия коррупции, не является новым для нашего законодательства и не связан непосредственно с принятием Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ.
2. Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ обязанность, сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, предусмотренная частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) ранее только в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, была распространена на указанных лиц, вне зависимости от порядка исполнения ими полномочий.
В то же время федеральный законодатель не ввел в отношении лиц, замещающих на непостоянной основе государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности запрет заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом и т.п.
В результате, основанием для досрочного прекращения полномочий по части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ будет являться не сам факт замещения той или иной должности, а факт непринятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе, несообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, а равно уклонение от урегулирования уже имеющего место конфликта интересов.
3. Понятие конфликта интересов, используемое в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", предполагает сущностную оценку той или иной ситуации как на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности, так и на возможность влияния такой заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей конкретным должностным лицом.
При этом Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (статья 11) предусматривает открытый перечень способов урегулирования конфликта интересов, и в этом перечне увольнение является только одним из способов урегулирования такого конфликта наряду с изменением должностного положения, самоотводом и др.
4. Под конфликтом интересов в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ понимается (статья 10) ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом указанная заинтересованность должна носить именно личный характер: возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) как самим лицом, так и его близкими родственниками.
В то же время как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, целью создания муниципальных предприятий и учреждений является осуществление полномочий по решению вопросов местного значения. Действующее законодательство не наделяет руководителя (директора) правом собственности на имущество предприятия или учреждения - право собственности сохраняется за муниципальным образованием. В отличие от предпринимательской деятельности, деятельность наемного руководителя хозяйствующего субъекта по своей сути направлена не на личное обогащение, а на обеспечение решения задач, стоящих перед этим хозяйствующим субъектом, при этом в случае с директором муниципального предприятия или учреждения по обозначенным выше причинам эти задачи носят, прежде всего, публично-правовой характер.
Таким образом, сам факт избрания руководителя муниципального предприятия или учреждения депутатом представительного органа муниципального образования не образует юридического состава конфликта интересов в том смысле, как он понимается в законодательстве о противодействии коррупции. Более того, ситуацию, когда руководитель (директор) муниципального предприятия или учреждения извлекает личную выгоду из деятельности доверенного ему хозяйствующего субъекта (помимо установленной заработной платы), следует рассматривать не столько в плоскости законодательства о противодействии коррупции, сколько в плоскости общеуголовной, понимая под этим присвоение или растрату, злоупотребление должностными полномочиями и т.д.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.