Является ли основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, представление им сведений о доходах с нарушением установленного срока их представления? Может ли представительный орган муниципального образования принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата после установленного Федеральным законом 30-ти дневного срока?
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Законодательством предусмотрена возможность регулирования порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и порядка проверки достоверности указанных сведений, как законами субъектов Российской Федерации, так и муниципальными нормативными правовыми актами. В свою очередь, муниципальные правовые акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным правовым актам, стоящим выше в иерархии источников муниципального права и регулировать только те вопросы, которые ими не урегулированы.
Как указано в Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2012 N 56-АПГ12-6, содержащееся в пункте 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предписание, предусматривающие принятие решения представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления оснований, является лишь сроком процедурного оформления отставки депутата.
Следует отметить, что сама процедура сложения депутатом своих полномочий Федеральным законом N 131-ФЗ не установлена. Ее целесообразно закрепить в уставе муниципального образования.
Коррупционные правонарушения (дисциплинарные коррупционные проступки) являются по своему составу формальными, ответственность депутатов за них наступает независимо от того, чем руководствовался при их совершении гражданин, и наступивших последствий.
При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.
Федеральным законом N 131-ФЗ предусмотрены такие основания досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, как коррупционные правонарушения, выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным и т.д. В этих случаях полномочия депутата будут прекращены с момента принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования.
Следует отметить, что решение представительного органа важно главным образом с точки зрения избирательного законодательства, поскольку с принятием подобного решения образуется вакантный депутатский мандат и возникает право на назначение дополнительных выборов. Именно поэтому часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ определяет срок принятия решения представительным органом муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата этого органа (30 дней). Пропуск указанного срока не может означать, что депутат представительного органа муниципального образования, нарушивший антикоррупционное законодательство, не должен быть лишен полномочий. В свою очередь нарушение представительным органом муниципального образования установленного федеральным законом срока принятия решения также является нарушением.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, виды ответственности представительного органа за неисполнение обязанности в срок должны устанавливаться уставом муниципального образования.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.