Оплата труда лиц, обладающих равными полномочиями и осуществляющих одинаковые функции (депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на постоянной и на непостоянной основе), определяется не фактически выполненным ими объемом работ, а тем, является ли эта работа основной или дополнительной. Когда будут внесены в законодательство соответствующие изменения, устраняющие противоречие данной нормы Конституции Российской Федерации и Трудовому кодексу Российской Федерации?
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами предполагает, что эта работа является единственным видом их деятельности. При этом депутаты, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение.
В отличие от них депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, помимо депутатской деятельности могут осуществлять любую другую не запрещенную законом оплачиваемую деятельность.
Что касается возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования, то данная оплата не является частью оплаты труда для депутатов, а является именно возмещением расходов, связанных с депутатской деятельностью.
В отношении нарушения, с Вашей точки зрения, норм статьи 37 Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК) необходимо отметить, что в случае избрания гражданина депутатом представительного органа муниципального образования трудовые отношения как таковые не возникают.
В данном случае депутат исполняет свои обязанности не в интересах и не под руководством какого-либо работодателя (которого в данном случае нет), а в интересах населения муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа муниципального образования начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. При этом полномочия депутата представительного органа муниципального образования исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в главах 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК), а непрерывно. Это обусловливает невозможность применения к депутатской деятельности норм ТК о неполном рабочем времени, допускающих возможность оплаты труда работника пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (статья 93 ТК). Таким образом, установление ставок и пропорциональной оплаты труда депутатов представительного органа муниципального образования является неправомерным.
На основании изложенного никаких нарушений законодательства, с нашей точки зрения, не усматривается.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.