Земские соборы - предыстория российского парламентаризма?
А.Ф. Чупилкина,
кандидат юридических наук,
преподаватель Самарского юридического института ФСИН
России (Самара)
Журнал "Российский юридический журнал", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 197-202.
История государства и права приписывает Ивану IV заслуги в формировании сословно-представительной монархии. Этот факт "зарегистрировало" торжественное событие - созыв первого Земского собора 1550 г., названного в памятниках XVI-XVII вв. "советом всея земли".
Земский собор - политико-юридическое явление, ушедшее из жизни три с лишним столетия назад и выглядящее совершенно архаичным. Однако это явление возрождается, актуализируется и получает резонанс в общественно-политической жизни страны в моменты конституционных кризисов. К примеру, так было в 1905-1907 гг. при изменении политической системы, центральным событием которого стало формирование нового органа власти - Государственной думы (I, II и III созывов). Ее создание Высочайшим манифестом 17 октября 1905 г. было провозглашено первым конституционным экспериментом в России. В августе 1991 г. - декабре 1993 г., в период системного политического кризиса, российские государственные деятели, обсуждая изменения Конституции 1977 г. и необходимость созыва Конституционного собрания, ссылались на земские соборы как на исторический аналог и прецедент*(1).
В научной литературе земские соборы называют предпосылкой российского парламентаризма*(2), "системой выборного представительства в Русском государстве"*(3) или, как минимум, законосовещательным органом, в компетенцию которого входила функция если не принятия решения, то по крайней мере генерации совета царю при его принятии*(4).
Кто был автором термина "земский собор", точно неизвестно, но, возможно, оно является позднейшим изобретением историков: впервые его употребил К.С. Аксаков в 1850 г. Однако необходимо обратить внимание на мотивацию ученого: К.С. Аксаков был главой и идеологом славянофилов, которые введением такого понятия могли доказывать, что древнерусский народ - независимая, сопротивляющаяся центральной власти сила*(5). Через несколько лет С.М. Соловьев ввел этот термин в свой труд по истории России*(6).
Л.В. Черепнин, крупнейший исследователь древнерусских феодальных актов, специалист в области источниковедения, давший наиболее полную сводку по истории земских соборов, писал: "В памятниках XVI века термин "Земский Собор" не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии"*(7). По его мнению, слово "земский" в XVI в. означало "государственный", соответственно "дела земские" - общегосударственные дела, "устроение (строение) земское" - государственное строительство*(8). Л.Е. Болотин ссылается на то, что слово "государство" в русском языке возникло довольно поздно - в XV столетии, берет начало от слова "государь", появление которого в свою очередь относят к 1302 г. До указанного времени применительно к Древней Руси употреблялся термин "земля". Рассмотрению последнего посвящена работа М.А. Дьяконова, в сферу научных интересов которого входила история государственного права*(9).
Впрочем, отбросив "рудименты", признаем, что современными аналогами слов "земство", "земский" являются недавние по историческим меркам и не обремененные дополнительными смыслами слова "выборность", "выборный", употребляемые по отношению к органам местного самоуправления (земские собрания, земские управы России 1864-1919 гг.). Именно поэтому сегодня словосочетание "земский собор" ассоциируется с выборностью и представлением интересов местного населения, отчего логически соединяется с образом собрания*(10), основанного на сословном представительстве.
Под современным представительным органом мы подразумеваем коллегиальный орган, состоящий из избираемых населением депутатов, предназначенный для выражения интересов этого населения*(11). Однако еще в конце XIX в. С.Ф. Платонов сделал следующее заключение: "Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание "всякого чина" из городов, признается теперь недостоверным"*(12).
Чтобы понять характер и значение земского собора, необходимо свести воедино обстоятельства его созыва.
В.О. Ключевский так описывал условия созыва первого собора: произошло это "в пору крайнего правительственного возбуждения царя";*(13) молодой, недавно женившийся и венчанный на царство Иван IV, угнетенный страшными пожарами, народными мятежами и регулярными набегами кочевников, которые "то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух", с суетливостью принялся за государственные дела. Начитанный и разносторонний монарх (при сложившемся отрицательном историческом образе первого царя надо признавать его явные достоинства), вероятно, хотел сформировать такой государственный аппарат, который мог бы помочь ему найти верный путь к исправлению общего положения дел в государстве.
Но, возможно, царь намеревался создать видимость всеобщего совещания, чтобы снять с себя юридическую ответственность за принятые на Соборе резолюции и за их влияние на общественно-экономическую судьбу страны и всего народа. Тем более что результаты работы Собора стали основанием для ряда законодательных мер: в 1550 г. был исправлен Судебник 1497 г., а в 1551 г. - составлен "Стоглав" - сборник решений Стоглавого собора (Соборное уложение), содержание которых говорит о том, что ключевым предметом законотворчества того времени были вопросы улучшения местного управления и суда.
Факт проведения данного собрания подвергнуть сомнению невозможно, но надо признать отсутствие архивных источников, которые свидетельствовали бы о его составе, протоколе и иных подробностях. Однако возможно утверждать, что заседали в 1550 г. представители духовенства и боярства по делам церковным и "земским" (т.е. в понимании XVI в. - государственным). Также можно подсчитать примерное количество участников первого собора - 350-500 человек - исходя из числа членов последующих соборов: в 1566 г. - 372 члена, в 1598 г. - 512 членов. В.О. Ключевский так анализировал их состав: "Все это были правительственные люди, а не представители общества, не земские люди" ("не земские" здесь уже в значении - "не выбранные из органов местного управления". - А.Ч.), "основой соборного представительства был не общественный выбор по доверию, а правительственный призыв по должности или званию. люди этих классов являлись общественными орудиями центрального управления".*(14) Такой же вывод сделала С.П. Мордовина, писавшая о Земском соборе 1598 г.: "К самой верхушке класса феодалов и принадлежали служилые люди, доминировавшие на соборе 1598 г., представляя на нем даже не весь государев двор равномерно, а преимущественно самую привилегированную часть столичного дворянства...*(15) Выборных представителей на земском соборе 1598 г. не было, и в этом смысле собор 1598 г. ничем не отличался от других соборов века".*(16)
Традиции сложившейся к концу XVI в. модели руководства примечательно описаны в сочинении "О государстве русском" члена английского парламента Дж. Флетчера, посланного в Москву в 1588 г. с дипломатической миссией (спустя четыре года после смерти Ивана Грозного, во время царствования Федора I и его влиятельнейшего соправителя Бориса Годунова). Упомянутый труд расценивается как один из ключевых исторических источников XVI в., поскольку содержит много данных о сословном, хозяйственном и административном строе Русского Царства и по многочисленным вопросам сообщает единственные дошедшие до нас свидетельства*(17). Так, в гл. 8 "О заседаниях Земского собора" автор поделился следующими наблюдениями: "Самое высшее учреждение для публичных совещаний по делам государственным называется собором, то есть общественным собранием. Чины и звания лиц, бывающих в таких собраниях, по порядку их, следующие: 1) сам царь, 2) некоторые из знати, числом до двадцати, которые все принадлежат к его Думе, 3) столько же известных духовных лиц. Что касается до горожан или других представителей народных, то их не допускают в это собрание, так как простой народ считается там не лучше рабов, которые должны повиноваться, а не издавать законы, и не имеют права ничего знать о делах общественных до тех пор, пока все не будет решено и окончено...
...Один из секретарей... объявляет причину собрания и излагает главные предметы или дела, о которых следует рассуждать. Но предлагать билли, по мнению отдельных лиц, относительно какого-нибудь общеполезного дела (как это делается в Англии), русский собор вовсе не дозволяет подданным.
Когда дело предложено секретарем на рассмотрение, то прежде всего желают знать голос или мнение патриарха и духовенства, на что каждый из них отвечает по порядку своего звания; но эти мнения их бывают всегда однообразны и произносятся без всякого рассуждения, как бы затверженный урок. На все дела у них один ответ, которого обычное содержание то, что царь и Дума его премудры, опытны в делах политических и общественных и гораздо способнее их судить о том, что полезно для государства.
Так или почти так отвечает каждый в свою очередь, потом встает кто-нибудь из архимандритов или братии, который посмелее других (впрочем, уже заранее назначенный для формы), и просит царя, чтобы он изволил приказать объявить им собственное мнение Его Величества и какое будет угодно ему сделать постановление по делу, предложенному дьяком...
...Дела, решаемые собором, дьяки или секретари излагают в форме прокламаций, которые рассылают в каждую область и главный город государства, где обнародуют их князья и дьяки или секретари тех мест"*(18).
На основании имеющихся данных следует согласиться с выводом немецкого ученого Х.-Й. Торке, исследовавшего взаимоотношения российского государства и общества XVI-XIX вв.: "Несмотря на то, что знания о соборах стали более детальными, в Советском Союзе историки еще не отошли от устаревшего тезиса С.В. Юшкова о сословно-представительной монархии с ее земскими соборами"*(19). Далее Х.-Й. Торке писал об ошибочности заявлений российских ученых о представленных делегатах из различных сословий: "Крестьяне, то есть 90% населения, не присутствовали на соборах"*(20), "ввиду отсутствия на соборах крестьян никто не захочет назвать земские соборы собраниями народа, несмотря на тот факт, что в 1613 г. на соборе присутствовали два крестьянина (из приблизительно 700 участников)"*(21). Он также выдвигал свои наиболее вероятные версии созыва Иваном IV Собора 1566 г.: 1) общепризнанная недоверчивость царя; 2) потребность в информации об экономических возможностях населения для продолжения войны; 3) желание показать польской дворянской монархии, что Москва тоже опирается на согласие населения (хотя по факту это было не так)*(22).
Несмотря на то что сегодня в российской юридической науке, вероятно, инерционно превалирует устоявшееся представление о земских соборах как об органах, заложивших отечественную правовую традицию представительности*(23), именно конституционалисты, осознающие самую суть парламентаризма, начинают высказывать суждения о квазипредставительности этого органа*(24).
Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы.
1. Если самые консервативные исследователи настаивают на проведении аналогии между назначением представителей и работой земских соборов и деятельностью современного парламента РФ, то можно предположить, что проходящий в XVI-XVII вв. "конституционный процесс" имеет отдаленное сходство лишь с процедурой назначения современной верхней палаты - Совета Федерации РФ.
2. Логично предположить, что наличие сословно-представительной власти в Российском государстве XVI-XVII вв. привело бы к иным экономическим результатам. Монополия же во власти и экономике всегда влечет хозяйственный застой или упадок, что и наблюдалось в Московской Руси на протяжении длительного времени. Поэтому такое государственно-правовое явление, как земский собор, опирающееся на мнимое согласие населения, служит, скорее, примером того, как не надо выстраивать механизмы государственной власти, свидетельствуя о некоторой предопределенности российского общественно-политического развития.
3. Неверно подгонять под общий знаменатель "сословно-представительная монархия" почти 150-летний период российской истории. Это искажает реальную историческую картину Руси в XVI-XVII в. Термином, более соответствующим фактической форме правления Московского государства, является "квазипредставительная монархия".
Список литературы
Авакьян С.А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015.
Аксаков К.С. Переворот Петра Великого // Аксаков К.С. Полн. собр. соч.: в 4 т. М., 1889. Т. 1.
Болотин Л. О понятии "Земский Собор". 2012 // URL: http://zembin.by/pravoslavnyie-novosti/o-ponyatii-zemskij-sobor.html.
Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. Спб., 1889.
Кинев С.Л., Литвинов А.В. Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы: учеб.-метод. комплекс // URL: http://duma.tomsk.ru/content/42_zemskie_sobory_v_rossii_v_xvixvii_vv.
Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Лекция сороковая // URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch.
Козача А.С. Земские соборы - высшие органы государственной власти и правосудия России (в период междуцарствия 1610-1613 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Колюшин Е.И. Российское государство: вопросы конституционно-правового и фактического статуса // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11.
Красницкая А.В. Земские соборы как важнейший политико-правовой институт в процессе укрепления государственности Московской Руси XVII в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.
Мордовина С.П. Земский собор 1598 года. Источники. Характер представительства: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1971.
Мордовина С.П. Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 г. // Вопр. истории. 1971. N 2.
Невинный П. Нужен новый Земский Собор. Нынешняя государственная система в России незаконна // Независимая газ. 1993. 14 янв.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории // URL: http://rushist.com/index.php/pla-tonov-lectures/2007-reformy-ivana-grozno go-kratko.
Пуздрач Ю.В. Становление конституционализма в России (Теоретический и исторический аспекты развития российской государственности): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
Словарь русского языка XI-XVII вв. / гл. ред. Б.А. Богатова. М., 1996. Вып. 23.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. 5.
Соляниченко А.Н. Земский собор 1566 г как инструмент легитимизации // URL: http:// history.snauka.ru/2014/02/880.
Тимофеева А.А. Эволюция институтов представительства в России: историко-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9.
Торке Х.-Й. Так называемые Земские соборы в России // Вопр. истории. 1991. N 11.
Флетчер Д. О государстве русском / пер. М.А. Оболенского. М., 2002.
Хасбулатов Р.И. Земский Собор // Сов. Россия. 1993. 19 июня; 22 июня; 24 июня.
Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского Государства в XVI-XVII веках. М., 1978.
Юшков С.В. К вопросу о сословно-представительной монархии в России // Сов. государство и право. 1950. N 10.
Юшков С.В. Развитие Русского государства в связи с его борьбой за независимость (до XIX в.) // Ученые труды ВИЮН. М., 1946.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Хасбулатов Р.И. Земский Собор // Сов. Россия. 1993. 19 июня. С. 1-2; 22 июня. С. 1-2; 24 июня. С. 1-2; Невинный П. Нужен новый Земский Собор. Нынешняя государственная система в России незаконна // Независимая газ. 1993. 14 янв. С. 5.
*(2) Кинев С.Л., Литвинов А.В. Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы: учеб.-метод. комплекс // URL: http://duma.tomsk.ru/content/42_zemskie_sobory_v_rossii_v_xvixvii_vv.
*(3) Тимофеева А.А. Эволюция институтов представительства в России: историко-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 57.
*(4) Соляниченко А.Н. Земский собор 1566 г. как инструмент легитимизации // URL: http://history.snauka.ru/2014/02/880.
*(5) Аксаков К.С. Переворот Петра Великого // Аксаков К.С. Полн. собр. соч.: в 4 т. М., 1889. Т. 1. С. 11-15.
*(6) Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. 5. С. 703.
*(7) Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского Государства в XVI-XVII веках. М., 1978. С. 63.
*(8) Там же. С. 63.
*(9) Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. Спб., 1889; Болотин Л. О понятии "Земский Собор". 2012 // URL: http://zembin.by/pravoslavnyie-novosti/o-ponyatii-zemskij-sobor.html.
*(10) Собор (др.-рус.) - собирание, сбор, собрание, сборник, место скопления чего-либо, совет (Словарь русского языка XI-XVII вв. / гл. ред. Б.А. Богатова. М., 1996. Вып. 23. С. 77-81).
*(11) Авакьян С.А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015. С. 541.
*(12) Платонов С.Ф. Лекции по русской истории // URL: http://rushist.com/index.php/platonovlectures/2007-reformy-ivana-groznogo -kratko
*(13) Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Лекция сороковая // URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch.
*(14) Там же.
*(15) Мордовина С.П. Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 г. // Вопр. истории. 1971. N 2. С. 63.
*(16) Мордовина С.П. Земский собор 1598 года. Источники. Характер представительства: автореф. дис. _ канд. ист. наук. М., 1971.
*(17) Флетчер Д. О государстве русском / пер. М.А. Оболенского. М., 2002.
*(18) Там же. С. 43-45.
*(19) Торке Х.-Й. Так называемые Земские соборы в России // Вопр. истории. 1991. N 11. С. 3. Рассуждения С.В. Юшкова о сословно-представительной монархии подробнее см.: Юшков С.В. Развитие Русского государства в связи с его борьбой за независимость (до XIX в.) // Ученые труды ВИЮН. М., 1946; Его же. К вопросу о сословно-представительной монархии в России // Сов. государство и право. 1950. N 10.
*(20) Торке Х.-Й. Указ. соч. С. 4.
*(21) Там же. С. 3.
*(22) Торке Х.-Й. Указ. соч. С. 6.
*(23) Козача А.С. Земские соборы - высшие органы государственной власти и правосудия России (в период междуцарствия 1610-1613 гг.): автореф. дис. _ канд. юрид. наук. М., 2004; Красницкая А.В. Земские соборы как важнейший политико-правовой институт в процессе укрепления государственности Московской Руси XVII в.: автореф. дис. _ канд. юрид. наук. Краснодар, 2012; Пуздрач Ю.В. Становление конституционализма в России (Теоретический и исторический аспекты развития российской государственности): дис. _ д-ра юрид. наук. М., 2001.
*(24) Колюшин Е.И. Российское государство: вопросы конституционно-правового и фактического статуса // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 54.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чупилкина А.Ф. Земские соборы - предыстория российского парламентаризма?
Chupilkina A.F. Is the Zemsky Sobor a background of Russian parliamentarism?
А.Ф. Чупилкина - кандидат юридических наук, преподаватель Самарского юридического института ФСИН России (Самара)
A.F. Chupilkina - Samara, East Economical and Legal Humanitarian Academy
Автор подвергает сомнению тезис о том, что период с середины XVI в. по конец XVII в. в истории России можно именовать периодом сословно-представительной монархии; этот термин кажется ей ложным и искажающим реальную историческую картину. По ее мнению, рассматривать такое государственно-правовое явление, как земский собор, опирающееся на мнимое согласие населения, возможно лишь как отрицательную модель выстраивания механизмов государственной власти. Утверждается, что термином, более соответствующим фактической форме правления Московского государства того времени, является "квазипредставительная монархия".
The author doubts on whether the period from the middle of 16th till the end of 17th century in Russian history should be treated as an "estate-representative monarchy". She also claims that this term is false and distorts the historical reality. She thinks that the Zemsky Sobor as a legal phenomenon based on an alleged consent of the population should be considered only as a negative model of forming of state power mechanisms. Actually, the term "quasi-representative monarchy" seems to be the most appropriate for the government form of the Moscow State at that time.
Ключевые слова: земский собор, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, конституционализм, парламентаризм, квазипредставительная монархия
Key words: Zemsky Sobor, Federation Council of the Federal Assembly of Russia, constitutionalism, parliamentarism, quasi-representative monarchy
Земские соборы - предыстория российского парламентаризма?
Автор
А.Ф. Чупилкина - кандидат юридических наук, преподаватель Самарского юридического института ФСИН России (Самара)
"Российский юридический журнал", 2017, N 1