"Информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как резерв повышения эффективности расходования бюджетных средств при проведении государственных закупок лекарственных препаратов
В.С. Фисенко,
к.ф.н., начальник Управления контроля
за реализацией государственных программ
в сфере здравоохранения Росздравнадзора
Г.А. Петроченков,
заместитель начальника Управления контроля
за реализацией государственных программ
в сфере здравоохранения Росздравнадзора
Журнал "Вестник Росздравнадзора", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 26-29.
Создание "Информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволит перейти на единый подход при формировании начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, повысить эффективность закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, а также осуществлять контроль на всех этапах закупок со стороны уполномоченных органов государственного (муниципального) контроля, в том числе на этапе их планирования, что создаст систему профилактики нарушений в данной сфере.
По оценкам Минздрава России, общий годовой объем закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет более 30% рынка лекарственных препаратов в Российской Федерации (около 400 млрд. руб. в год). Выборочный анализ заключенных в 2015 г. государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов (http://zakupki.gov.ru) выявил заметное расхождение стоимости упаковки аналогичных лекарственных препаратов (более 20% в различных субъектах Российской Федерации).
В настоящее время мониторинг и аудит закупок осуществляются с использованием единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) и на основе содержащейся в ней информации (размещается на официальном сайте http://zakupki.gov.ru). Однако информация о закупаемых лекарственных препаратах размещается государственными и муниципальными заказчиками в неструктурированном виде (текстовом или графическом) и не может быть автоматически обработана в целях контроля, проведения мониторинга и анализа цен, в т.ч. для определения заказчиками начальной (максимальной цены) контракта.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение от 10 августа 2016 г. N Пр-1567 о создании информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ИАС).
Целью создания ИАС является повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет повышения конкуренции и снижения цен закупки лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, повышение качества и своевременности управленческих решений в сфере оборота лекарственных средств и контроля за закупками лекарственных препаратов за счет оперативного анализа информации о количестве и составе участников государственных закупок, а также об уровне цен на лекарственные препараты на всех этапах проведения государственных закупок.
ИАС создается с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294), федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91) и Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 66).
Министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой утвержден 15 сентября 2016 г. план мероприятий по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках реализации данного плана разработаны технические требования к информационно-аналитической системе, в том числе к ее составу, структуре, функциям и к информационному обмену с иными информационными системами.
В целях обеспечения информационного взаимодействия информационно-аналитической системы с единой информационной системой в сфере закупок в части структурирования различных характеристик закупаемых лекарственных препаратов, Минэкономразвития России разработаны функциональные требования по доработке единой информационной системы в сфере закупок и "дорожная карта" по нормативно-правовому регулированию информационного взаимодействия информационно-аналитической системы с единой информационной системой в сфере закупок.
Технические требования к информационно-аналитической системе и функциональные требования по доработке единой информационной системы в сфере закупок одобрены на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Правительственная комиссия) 24 октября 2016 г.
Реализация технических требований к ИАС позволит в режиме реального времени получать и обрабатывать структурированную машиночитаемую информацию из следующих существующих государственных систем:
1. Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС):
- справочники, используемые при заполнении форм ЕИС при работе с закупками лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- планы-графики закупок в структурированном формате для отбора в ИАС позиций планов-графиков закупок, содержащих информацию о закупках лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- извещения об осуществлении закупки и конкурсную документацию в структурированном виде для отбора в ИАС информации по закупке лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- сведения из реестра контрактов, отчетов заказчиков об исполнении контракта, этапах исполнения контракта в структурированном виде;
- итоговые протоколы определения поставщика, подрядчика, исполнителя в структурированном виде;
- сведения об исполнении либо расторжении контрактов на поставку лекарственных препаратов, в том числе дополнительных соглашений;
- данные о заказчиках и поставщиках;
2. Государственного реестра лекарственных средств:
- нормативно-справочную информацию о препаратах, зарегистрированных для применения на территории Российской Федерации;
3. Государственного реестра предельных отпускных цен:
- нормативно-справочную информацию о препаратах, входящих в список ЖНВЛП и зарегистрированных на них ценах;
4. Автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы:
- сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях;
5. Автоматизированной информационной системы Росздравнадзора:
- сведений о качестве лекарственных препаратов, забракованных и фальсифицированных лекарственных препаратах;
- сведения о лицензиях поставщиков лекарственных препаратов.
Основными функциональными модулями ИАС будут являться:
- подсистема мониторинга, предназначенная для получения и анализа информации о планировании по планам-графикам закупок, результатов конкурсных процедур, и электронных контрактов - предназначена для сбора и анализа результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов из ЕИС;
- подсистема расчета средневзвешенных цен, предназначенная для анализа и расчета средневзвешенных цен на лекарственные препараты, для установления начальной (максимальной) цены контракта;
- подсистема контроля закупок, предназначенная для мониторинга и обеспечения контрольных процедур (мониторинг, выявление отклонений и нарушений, формирование и отправка запросов) в отношении закупок;
- подсистема нормативно-справочной информации, предназначенная для формирования актуальной, полной, непротиворечивой, достоверной нормативно-справочной информации, используемой смежными подсистемами;
- аналитическая подсистема, предназначенная для анализа данных ЕИС;
- геоинформационная подсистема, предназначенная для визуального представления в режиме реального времени актуальной картографической информации в форме, удобной для восприятия и анализа;
- подсистема отчетности, предназначенная для формирования статистической отчетности и автоматизации процессов аналитической обработки информации, хранящейся в ИАС;
- подсистема администрирования, предназначенная для управления настройками ИАС;
- подсистема интеграции, предназначенная для обеспечения интеграционного взаимодействия с внешними системами для обмена сведениями;
- информационно-аналитическое хранилище, предназначенное для централизованного хранения и обеспечения доступа к данным ИАС;
- подсистема информационной безопасности, предназначенная для обеспечения безопасности информации, обрабатываемой, передаваемой и хранящейся в ИАС.
Для обеспечения бесперебойной работы ИАС создается информационно-телекоммуникационная инфраструктура на базе отказоустойчивого центра обработки данных (ЦОД), представляющего собой специализированный технологический комплекс для размещения технических и электронных средств, включающая следующие основные компоненты:
- вычислительную подсистему и подсистему хранения данных, представляющую собой набор серверного оборудования и систем хранения данных, объединенных в кластер и подключенных к сети хранения данных по протоколу FibreChannel или иным протоколам доступа к данным со скоростью передачи данных не менее 8 Гбит/сек для обеспечения размещения хранимых данных. Необходимо обеспечить дублирование хранящейся информации и резервирование обрабатываемых данных на случай штатного или аварийного восстановления утерянных или искаженных данных;
- телекоммуникационную подсистему, предназначенную для сетевого взаимодействия подсистем, служб и сервисов и для непосредственного физического подключения телекоммуникационной подсистемы ЦОД к сетевому оборудованию оператора связи, и обеспечения требуемого сетевого взаимодействия между ресурсами ИАС, ее пользователями и смежными системами;
- инженерную подсистему, предназначенную для создания необходимых условий размещения и функционирования оборудования ЦОД;
- подсистему мониторинга и управления, обеспечивающую функции мониторинга состояния оборудования ЦОД, специального программного обеспечения Системы, хранение и предоставление журналов событий мониторинга, сигнализацию об отклонении от штатного функционирования компонентов Системы и оборудования ЦОД.
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы подготовлены предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части включения положений об информационно-аналитической системе и ее информационном взаимодействии с единой информационной системой в сфере закупок, а также включения норм, предусматривающих наделение Правительства Российской Федерации полномочиями устанавливать особенности функционирования информационно-аналитической системы.
В целях определения информационно-аналитической системы в качестве ключевой подсистемы Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Минздравом России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, который проходит согласование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Минздравом России совместно Государственной корпорацией "Ростех" осуществляется разработка структурированного справочника-классификатора лекарственных препаратов для обеспечения работы информационно-аналитической системы и единой информационной системы в сфере закупок. Ведется работа по созданию методики расчета определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок лекарственных препаратов.
В настоящее время проходят общественные обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки" и проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке функционирования информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также разрабатывается приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации об утверждении формы типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.
Проектируемые изменения в сфере информационного обеспечения государственных закупок позволят осуществлять расчет средней рыночной цены по каждому наименованию лекарственного препарата и повысить контроль за осуществлением закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд на этапе их планирования, что, по прогнозам экспертов, приведет к сокращению разброса закупочных цен вокруг средневзвешенных рыночных цен.
Анализ закупок позволит контролировать структуру потребления лекарственных препаратов как в натуральном, так и в денежном выражении, создать в автоматизированном режиме массивы данных для целей прогнозирования их потребности для системы здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с планом мероприятий запуск информационно-аналитической системы в пилотном режиме предусмотрен с 1 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник Росздравнадзора"- рецензируемый научно-практический журнал для специалистов в сфере здравоохранения и фармдеятельности. Является официальным изданием Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Предназначен для руководителей и специалистов в области медицинской и фармацевтической деятельности, практикующих врачей и руководителей фармпредприятий, изготовителей медицинской техники. Концепция журнала включает в себя комплексное обсуждение проблем, связанных с вопросами контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи и качества медицинской продукции, а также других направлений деятельности, входящих в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Журнал выходит один раз в два месяца. Подписку на журнал можно оформить во всех почтовых отделениях Российской Федерации по каталогу "Почта России", подписной индекс П4551.
Объединенный каталог "Пресса-России" подписной индекс 38847 во всех почтовых отделениях РФ.
Электронная библиотека Руконт - https://www.rucont.ru/efd/656707
Интернет-магазин "Пресса по подписке" - https://www.akc.ru/rucont/itm/656707
Подробную информацию по журналу можно получить у ответственного редактора Федотовой Ольги Федоровны o.f.fedotova@mail.ru +7 (962) 950-20-49 и зав. редакцией журнала Анастасии Трубниковой anastasia-vestnikrzn@mail.ru или +7(967)161-34-35