Системы менеджмента качества в сфере здравоохранения: мифы и реальность
А.В. Эмануэль,
к.т.н., начальник отдела мониторинга
и управления системами менеджмента
качества ГБУ "НИИ ОЗММ ДЗМ",
эксперт по сертификации систем
менеджмента качества,
Москва
Г.А. Иванов,
к.м.н, главный врач ФГБУ
"Консультативно-диагностический
центр с поликлиникой"
Управления делами Президента РФ,
Санкт-Петербург
Д.Ф. Таут,
главный специалист консультативно-экспертного
отдела ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора,
Москва
Е.В. Аверьянова,
ГБУ "НИИ ОЗММ ДЗМ",
специалист отдела мониторинга и управления
системами менеджмента качества,
Москва
Т.А. Окша,
специалист по контролю качества,
ООО "Био-Рад Лаборатории",
Москва
Ю.Н. Игумнова,
экономист-менеджер ООО "ЛабТэкЛтд",
Санкт-Петербург
Журнал "Вестник Росздравнадзора", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 61-65.
В настоящей статье описывается авторский подход к пониманию системы менеджмента качества и ее основных элементов в сфере здравоохранения. Анализируются наиболее часто встречающиеся проблемы при внедрении СМК в медицинских организациях. Проводится разбор ключевых механизмов действия СМК - применение индикаторов качества и менеджмента рисков. На клиническом примере продемонстрировано, каким образом элементы СМК могут быть использованы на практике.
Авторы высказывают свое видение наиболее часто встречающихся сложностей СМК в медицинских организациях, делают попытку выявить факторы успехов и неудач в применении стандартов СМК в медицинских организациях.
Управление качеством было и остается одним из часто обсуждаемых и дискуссионных направлений научной и практической деятельности, в том числе в сфере здравоохранения.
В соответствии с Государственной программой "Развитие здравоохранения в Российской Федерации" 95% российских медицинских организаций (МО) к 2020 г. должны иметь функционирующую систему управления качеством медицинской помощи.
Многие МО РФ применяют различные стандарты и рекомендации для совершенствования систем управления качеством. Наиболее часто встречаются системы менеджмента качества (СМК) на базе ISO 9001:2008, набирает популярность новая версия данного стандарта - ISO 9001:2015.
Имеются организации, которые пытаются использовать элементы стандартов JCI, но подобные проекты единичны в связи с достаточно высокой стоимостью и методическими сложностями, с которыми сталкиваются при внедрении данных требований без адаптации к российским реалиям.
Год назад была предпринята попытка сформировать национальную систему управления качеством в здравоохранении. ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора) [1] разработал Предложения (практические рекомендации) по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре). Несмотря на узкодифференцированное название, в котором фигурирует лишь термин "контроль качества", анализ данных рекомендаций показывает, что приведенный методический подход, по сути, является именно моделью СМК МО.
Помимо прочего, существует множество специализированных стандартов и рекомендаций, посвященных различным направлениям управления качеством МО. Из наиболее распространенных можно отметить ISO 15189 "Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности", ISO 22870 "Исследования по месту лечения. Требования к качеству и компетентности" и другие.
Нормативная база РФ также предлагает широкий перечень стандартов для всех видов медицинской деятельности, клинические рекомендации, методические инструкции, требования по биологической безопасности и т.д.
Немаловажно отметить и деятельность многочисленных профессиональных ассоциаций, которыми созданы различные рекомендации по направлениям деятельности МО.
Таким образом, можно сделать вывод, что недостатка в нормативных и рекомендательных документах по СМК МО нет.
Одновременно с этим наблюдается ряд ошибок при интеграции различных стандартов в действующие системы управления качеством МО.
- Термин "система менеджмента качества" воспринимается как некая документальная бюрократическая система, "надстройка" над реальной деятельностью, особенно со стороны высшего руководства МО.
- Распространена убежденность, что СМК и экономические факторы деятельности МО не связаны друг с другом. Соответственно, персонал, отвечающий за СМК, обычно работает в полной изоляции от штатных экономистов конкретной организации.
- Зачастую под СМК понимается необходимость в сжатые сроки получить документ, подтверждающий соответствие деятельности МО некоему стандарту (наиболее часто речь идет о ISO 9001).
- Попытки применения стандартов по СМК в отрыве от действующего законодательства. Чаще это происходит в ситуациях, когда организация стремится в сжатые сроки получить сертификат соответствия ISO 9001 и нанимает стороннего консультанта по данному стандарту, не владеющего в должном объеме знаниями законодательной базы в сфере здравоохранения.
- Дистанцирование высшего руководства МО от работ по СМК.
- Сугубо техничное восприятие стандартов, отсутствие должного внимания к вопросам управления персоналом (особенно в отношении мотивации и вовлеченности) при применении стандартов по СМК.
Описанные выше ошибки зачастую приводят к полному провалу попыток применить стандарты по менеджменту качества в рамках практической деятельности МО.
Часто возникает вопрос: существует ли реальная польза для МО от применения стандартов по СМК? И если она существует, то каким образом сделать проект СМК успешным и полезным как для пациентов, так и для самой МО и ее сотрудников?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует договориться о следующих основных положениях и аспектах:
- система менеджмента качества существует всегда, независимо от того, применяет ли МО какие-либо формализованные стандарты по СМК. Вопрос в данном случае заключается в другом: каким стандартам она соответствует и насколько она эффективна?
- суть всех стандартов по менеджменту качества примерно одинакова.
Если говорить простым языком, то система менеджмента качества - это то, каким образом организована работа каждого без исключения сотрудника МО на своем рабочем месте и как осуществляется их взаимодействие.
Излюбленный термин специалистов по менеджменту качества - "процессное управление". Очень часто аудит СМК МО выявляет, что такие процессы как управление инновациями, рисками, мотивация персонала и т.д. осуществляются хаотично. Иными словами, находятся вне пределов систематического управления. Цель применения стандартов по СМК - сделать 100% процессов и работ МО управляемыми и стандартизированными. Но что это означает на практике? Рассмотрим элементы СМК, которые можно обозначить как "центральную нервную систему" менеджмента качества: индикаторы качества, внутренние аудиты, риск-менеджмент, управление несоответствиями, выявление корневых причин и улучшения.
1. Индикаторы качества
Для каждого процесса должны быть установлены индикаторы качества (или критерии результативности), которые должны контролироваться на постоянной основе. Определить, какие именно индикаторы необходимо использовать, является очень непростой задачей. Например, только для медицинской лаборатории существуют модели, насчитывающие около 60 индикаторов [2]. комплексная модель, позволяющая выявить такие индикаторы для МО в целом, представлена в "Предложениях (Практических рекомендациях) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО (стационаре)" ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора [1]. Выбор индикаторов качества предполагает также унификацию методов их оценки, наличие определенной периодичности и т.д., что позволяет не только управлять процессами в одной МО, но и сравнивать деятельность разных МО между собой, выявляя зоны возможного улучшения. Тем самым принцип стандартизации распространяется уже не на институциональном, а региональном и иных уровнях. Перевод информации по индикаторам качества в шкалу "шесть сигм" позволяет без труда осуществлять сравнение достигнутых показателей качества как внутри, так и между разными МО.
2. Риски и несоответствия
Работа с индикаторами качества тесно связана с риск-менеджментом [3]. Для каждого процесса МО полезно выделить этапы, на которых могут совершаться ошибки и происходить нежелательные события. Необходимо иметь перечень возможных нежелательных событий и фиксировать их. Для этого на рабочих местах должны находиться формы фиксации нежелательного события (в бумажном виде или как модуль медицинской информационной системы - МИС). Персонал на местах должен фиксировать и проводить первичный анализ несоответствия, принимать срочные меры (при необходимости) и передавать информацию о случившемся в единый центр обработки несоответствий и управления рисками (им может быть отдел или служба качества).
3. Анализ причин несоответствий
Централизация управления несоответствиями (нежелательными событиями) необходима в том числе и для ведения общей статистики и отслеживания динамики по разным процессам и подразделениям МО, а также проведения анализа исходных причин возможных сбоев в работе. Одним из простейших инструментов подобного анализа является так называемый метод "пять "почему", который, к сожалению, зачастую применяется некорректно.
Приведем простой пример подобного анализа. Первичная выявленная проблема: новый прибор для прикроватной диагностики выдает множество ложноположительных результатов. Покажем, как в этой ситуации может быть использован метод "пять "почему" (табл. 1).
Таблица 1. Пример применения метода "пять "почему"
Поиск причины |