Как поступать с остатками субсидий?
О. Лунина,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 21-28.
Источниками финансирования автономных учреждений являются субсидии на выполнение государственного задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) и субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1). Эти субсидии предоставляются в соответствии с соглашениями на один финансовый год. В статье рассмотрим, что необходимо делать, если предоставленные субсидии в течение финансового года израсходованы не полностью.
Субсидии на выполнение государственного задания
В силу п. 3.15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году в соответствии с его планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в надлежащий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта РФ, муниципальными автономными учреждениями в объеме, отвечающем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
Вместе с этим в п. 40 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1551) прямо сказано, что федеральные автономные учреждения не позднее 1 апреля 2017 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных автономных учреждений, по форме, утвержденной Правительством РФ. Напомним, что в 2016 году неиспользованные остатки указанных субсидий по данным условиям необходимо было вернуть в бюджет до 1 июля (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456).
Согласно Указаниям N 65н*(1) доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания с 2016 года отнесены к аналитической группе подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Субсидии, полученные автономным учреждением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, отражаются по коду вида деятельности 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 21 Инструкции N 157н*(2)).
В силу п. 96 Инструкции N 183н*(3) начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, отражается по дебету счета 4 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и кредиту счета 4 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Отражения в учете возврата неиспользованной субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с п. 180 Инструкции N 183н. Также необходимая корреспонденция счетов была приведена в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 N 02-06-07/19436:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание в связи с недостижением установленных им показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ) | 00 00 0000000000 130 4 401 10 130 | 00 00 0000000000 130 4 303 05 000 |
Перечисление (возврат) остатков субсидии в доход бюджета | 00 00 0000000000 130 4 303 05 000 | 00 00 0000000000 000 4 201 11000 (забалансовый счет 18, код 130 КОСГУ) |
Обратите внимание! Начисление задолженности отражается на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, предоставленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей. Данный отчет должен быть представлен не позднее 1 марта финансового года, следующего за годом предоставления субсидии. Его форма (0506501) приведена в приложении 2 к Положению о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 12.04.2016 N 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет остатков сумм субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных этим учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели.
Необходимо отметить, что в силу законодательства РФ, если государственное задание выполнено (в том числе достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которого государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением на основании плана ФХД, утвержденного в установленном порядке.
Целевые субсидии
В силу п. 39 Постановления N 1551 порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ федеральным автономным учреждениям устанавливаются по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в соответствии с договором (соглашением) о предоставлении субсидии, заключенным между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением на основании типовой формы, утвержденной Приказом Минфина РФ от 27.10.2016 N 195н, если иное не установлено Правительством РФ.
Санкционирование расходов учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (в том числе их остатки на начало текущего финансового года), осуществляется в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Одни из последних разъяснений о том, как следует поступать с остатками не использованных в 2016 году целевых субсидий, даны в Письме Минфина РФ от 20.01.2017 N 09-01-08/3679.
Возможных вариантов два: либо вернуть в бюджет, либо получить разрешение на их использование в 2017 году.
Возврат целевой субсидии в бюджет осуществляется согласно Приказу Минфина РФ от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям".
При наличии потребности в не использованной на начало текущего финансового года целевой субсидии ее остатки могут быть израсходованы в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов, отвечающих целям предоставления такой субсидии. Указанная потребность должна быть подтверждена соответствующим государственным (муниципальным) органом, предоставившим субсидию.
Принятие решений о наличии потребности в остатках субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не использованных ими по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета на основании положений Постановления N 1551.
В целях согласования с Минфином решений о наличии потребности в остатках целевых средств, остатках целевых субсидий, остатках субсидий на капитальные вложения сведения об остатках целевых средств, сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016) направляются в Минфин главным распорядителем средств федерального бюджета с приложением информации о документах, подтверждающих наличие принятых и (или) подлежащих принятию обязательств, источником финансового обеспечения которых являются остатки целевых средств, остатки целевых субсидий, остатки субсидий на капитальные вложения, с данными в соответствии с приложениями 1 и 2 к Письму N 09-01-08/3679, в том числе с указанием:
- наименования организации (учреждения);
- источника финансового обеспечения принятых и (или) подлежащих принятию обязательств (вид средств);
- наименования и цели предоставления целевых средств (целевых субсидий, субсидий на капитальные вложения);
- кода классификации расходов федерального бюджета по предоставлению целевых средств (целевых субсидий, субсидий на капитальные вложения);
- суммы остатка целевых средств (целевых субсидий, субсидий на капитальные вложения), не использованных по состоянию на 1 января 2017 года, с указанием сумм, образовавшихся на счетах Федерального казначейства и счетах, открытых в Центральном банке или кредитных организациях, в частности перечисленных на счета Федерального казначейства до 1 апреля 2017 года со счетов, открытых в Центральном банке или кредитных организациях;
- реквизиты соответствующих сведений;
- суммы остатка целевых средств (целевых субсидий, субсидий на капитальные вложения), в отношении которых подтверждается наличие потребности в использовании их в 2017 году;
- общей суммы выплат, подлежащей перечислению организацией (учреждением) физическим лицам;
- остатка целевых средств на 1 января 2017 года, предоставленных в 2016 году в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса";
- суммы остатка целевых средств (целевых субсидий, субсидий на капитальные вложения), в отношении которых подтверждается наличие потребности в использовании их в 2017 году в разрезе целей использования.
Утвердить в отношении каждой организации и направить на согласование в Минфин сведения об операциях с остатками целевых средств главный распорядитель должен не позднее 24 апреля 2017 года.
Минфин рассматривает сведения и информацию в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При отсутствии замечаний главному распорядителю средств федерального бюджета передаются сведения с отметкой о согласовании. При наличии замечаний Минфин направляет уведомление об отклонении сведений без исполнения с указанием причины отклонения.
В случае неподтверждения главным распорядителем средств федерального бюджета потребности в использовании остатка целевых средств, остатка субсидии на капитальные вложения и остатках целевых субсидий сведения об остатках целевых средств, сведения об операциях с целевыми субсидиями на согласование в Минфин не представляются.
В силу п. 29 Постановления N 1551 при отсутствии по состоянию на 1 июля 2017 года решений о наличии потребности в направлении на те же цели остатков субсидий учреждения обеспечивают их возврат в федеральный бюджет.
В случае непредставления учреждением в соответствующий территориальный ОФК до 1 июля 2017 года сведений об операциях с субсидиями, предоставленными учреждению, и неисполнения учреждениями требований, указанных в п. 29 Постановления N 1551, перечисление в доход федерального бюджета остатков субсидий, не подтвержденных решениями, осуществляется не позднее 3 июля 2017 года территориальными ОФК в порядке, установленном Минфином (п. 30 Постановления N 1551).
Напомним, что в соответствии с Указаниями N 65н доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на иные цели отнесены к аналитической группе подвида доходов бюджетов 180 "Прочие доходы" и статье 180 "Прочие доходы" КОСГУ.
В силу п. 21 Инструкции N 157 для отражения субсидий на иные цели применяется код вида финансового обеспечения (деятельности) 5.
Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, автономному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлись указанная субсидия, отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 80 000 "Расчеты по прочим доходам" и кредиту счета 5 401 10 180 "Прочие доходы".
С 2016 года действует новый порядок отражения в бухгалтерском учете возврата неиспользованных остатков целевой субсидии. Новые бухгалтерские записи по оформлению данной операции приведены в п. 96 Инструкции N 183н и Письме Минфина РФ от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. Согласно названным нормам в случае возврата неиспользованного остатка субсидии на иные цели текущего года применяется корреспонденция:
Дебет счета 5 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов"
Кредит счета 5 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
Для возврата неиспользованного остатка субсидии на иные цели прошлых лет применяется счет 5 303 05 000 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
Приведем основные бухгалтерские записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Увеличена задолженность по возврату не использованных остатков целевых субсидий в доход бюджета | 00 00 0000000000 180 5 205 81 000 | 00 00 0000000000 180 5 303 05 000 |
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий* | 00 00 0000000000 180 | 00 00 0000000000 180 5 303 05 000 |
Перечислены (возвращены) остатки субсидий в доход бюджета | 00 00 0000000000 180 5 303 05 000 | 00 00 0000000000 000 (забалансовый счет 18, код 180 КОСГУ) |
Уменьшена задолженность перед бюджетом по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (если остаток средств не перечислялся в доход бюджета) | 00 00 0000000000 180 5 303 05 000 | 00 00 0000000000 180 5 205 81 000 |
Возвращены из бюджета средства целевой субсидии при принятии решения о наличии потребности в них | 00 000000000000000 (забалансовый счет 17, код 180 КОСГУ) | 00 00 0000000000 180 5 205 81 000 |
* Применение данной корреспонденции счетов подтверждено также Письмом Минфина РФ от 07.02.2017 N 02-06-10/6527. |
* * *
Порядок обращения с остатками неиспользованных субсидий зависит от источника их финансирования. Так, неиспользованные субсидии, выделенные на исполнение государственного задания, если оно выполнено, могут использоваться учреждением в соответствии с планом ФХД. Если же государственное задание не выполнено в полном объеме, то субсидии, выделенные на его исполнение, даже при их полном израсходовании должны быть возвращены в бюджет, в том числе за счет иных источников финансирования. В 2017 году такой возврат должен быть осуществлен не позднее 1 апреля.
Неиспользованные остатки целевых субсидий должны быть возвращены в бюджет. Однако они могут быть использованы на те же цели в следующем году, но для этого нужно пройти сложную процедуру согласований и разрешений. Разрешения оформляются на основании сведений об остатках целевых средств, сведений об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"