Я работаю на заводе уже более 15 лет. Раньше за вредность мне платили все причитающиеся по закону льготы и компенсации. Пять лет назад на моем рабочем месте провели аттестацию рабочего места. Установили класс условий труда 3.3. А недавно под роспись меня ознакомили с новой картой аттестации, где класс условий труда установлен 3.1. Руководство говорит, что законы поменялись, что сейчас существует специальная оценка условий труда и, что в соответствии с ней некоторые параметры при проведении замеров вредных условий не берутся. Мне осталось работать до пенсии всего несколько лет. Я не согласен, что у меня улучшились условия труда, как работала всю жизнь с краской так и работаю. Я не смогу досрочно пойти на пенсию. Мне снизили дни дополнительного отпуска и сумму доплат за вредность. Законно ли поступил работодатель, снизив мне отпуск и доплаты за вредность? Куда я могу обратится, если я не согласен с результатами проведенной специальной оценкой условий труда на моем рабочем месте.
Размеры гарантий, установленных до введения в действие законодательства о специальной оценке условий труда, не могут быть снижены по сравнению с гарантиями фактически реализуемыми в отношении работников по состоянию на день вступления в силу Федерального закона о специальной оценки, если условия труда сохранены на рабочем месте. Следовательно, если в Вашем случае условия труда на рабочем месте не изменились, то дополнительный отпуск и размер доплаты должны быть сохранены Вам и после проведения специальной оценки.
Если Вы не согласны с результатами проведения специальной оценки условий труда, то Вы вправе обжаловать их в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Для обжалования результатов специальной оценки условий труда в государственную инспекцию труда срок не установлен, для обжалования в суд следует применять общий срок 3 месяца с момента, когда работнику стала известно о нарушении его прав.
Правовое обоснование:
В силу ч. 3 ст. 15 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В силу ч. 4 ст. 27 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.