Я работаю в крупном банке в офисе по обслуживанию физических лиц. Время работы офиса с 10.00 до 20.00. С понедельника по субботу, воскресенье выходной. У сотрудников был выходной воскресенье и в течение недели при соблюдении нормы часов в месяц. У менеджеров по обслуживанию рабочий день составлял 10 часов (9 часов обслуживание клиентов плюс 30 минут на открытие дня и 30 минут на закрытие операционного дня, включая прием, пересчет и сдачу наличных денег, распечатку и проверку необходимой документации, а так же утреннюю 10-минутную летучку). У старших по смене рабочая смена составляла 11 ч 30 минут. В декабре 2016 года мы были ознакомлены под роспись, что наш офис участвует в пилотном проекте и теперь на заключение на дается 9 минут операционистам, а старшим по смене 43 минуты. Рабочие смены нам ставили по старому времени, а от нас требовалось заключаться быстрее. Т.к. в нормативное время мы практически не укладывались (в т.ч. и по тому, что клиенты пришедшие в банк до закрытия офиса должны быть обслужены) руководство дало устные рекомендации постараться считать деньги, печатать документы не дожидаясь закрытия офиса, но при большом клиентопотоке это часто невозможно. Возражения, что на пересчет и сдачу денег основному кассиру требуется больше времени не принимаются. Плохо работаете, мелочь должны раздать клиентам, чтоб вечером не пересчитывать и т.д. 4-го апреля 2017 г. был изменен заранее составленный график на апрель, за который мы ранее расписались (в т.ч. и по отработанным уже дням), уменьшено время на заключение и рабочие смены стали по 9ч 30 минут для операционистов и по 10 ч 30 мин для старших смены. Соответственно у сотрудников сократилось количество выходных в месяц на 1-2 дня. Норма часов соблюдена. Насколько это правомерно? Если по факту действия по подготовке к рабочему дню и заключению раб дня занимают больше времени чем на бумаге, по нормативам, рассчитанным на идеальные условия при небольшом клиентопотоке.
Если Вы выполняете работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, то это время работодатель обязан оплатить как сверхурочную работу.
Оплата за сверхурочную работу производится в размере, определенном коллективным договором, положением об оплате труда (или ином аналогичном документе) организации, трудовым договором, но не менее чем за первые два часа работы - в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере. Вместо повышенной оплаты по желанию работника (а не по выбору работодателя) сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Правовое обоснование:
Согласно статье 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.