Учет наркотических и психотропных веществ
в лечебных медицинских учреждениях
Наркотические и психотропные вещества - особый вид лекарственных средств, применяющихся при лечении определенных заболеваний. Их назначение больным, находящимся в стационаре и на амбулаторном лечении, имеет свои особенности. Так, согласно п. 2.1.1, 2.1.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных средств*(1) их назначение должно быть согласовано с лечащим врачом, с заведующим отделением, а в экстренных случаях - с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, а также с клиническим фармакологом. Когда больной находится на амбулаторном лечении, то назначение ему данных препаратов осуществляется лечащим врачом по решению врачебной комиссии (п. 3.7.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных средств). Поскольку такие средства при некомпетентном использовании могут нанести огромный вред здоровью человека, имеется обширная нормативная база, регулирующая вопросы не только их назначения, но и поступления в учреждение здравоохранения, отпуска физическим лицам, уничтожения, хранения и учета. В этой статье автором освещены некоторые аспекты выбранной темы.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах). В нем определен перечень списков наркотических средств (список I, список II), психотропных веществ (список III) и их прекурсоров (список IV), подлежащих контролю в Российской Федерации, рассмотрены особенности деятельности, связанной с оборотом данных веществ, а также использования их в медицинских целях и т.д. Упомянутые списки, в свою очередь, утверждены Постановлением N 681*(2).
В соответствии со ст. 31 Закона о наркотических средствах в медицинских целях могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III. Например, это раминопропиофенон (РАРР) и его оптические изомеры (антидот против цианидов), альфентанил, морфин, морфина гидрохлорид и т.д. Однако следует отметить, что лечение от наркомании больных наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в список II, в Российской Федерации запрещено.
Рассмотрим заявленную тему в виде вопросов и ответов.
Можно ли утверждать, что деятельность учреждений здравоохранения связана с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, если они применяются при лечении больных?
Обратимся к п. 4 Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 648 (далее - Постановление N 648). Из них следует, что деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя их изготовление, хранение, перевозку, отпуск, реализацию, приобретение и использование. Поскольку для оказания определенных медицинских услуг учреждения здравоохранения приобретают, хранят и используют данные вещества, то их деятельность связана с оборотом названных выше средств и веществ.
Нужна ли лицензия учреждению здравоохранения на осуществление медицинской деятельности с применением наркотических средств и психотропных веществ? Если нужна, то на какой срок она выдается?
Как уже отмечалось выше, учреждения здравоохранения вправе в медицинской деятельности использовать наркотические и психотропные вещества, включаемые в списки II и III. Согласно п. 2 ст. 8 Закона о наркотических средствах деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Порядок лицензирования данной деятельности определяется Постановлением N 648. В нем предусмотрено, что лицензия на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, предоставляется на 5 лет. Срок ее действия может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. Поскольку для осуществления медицинской деятельности учреждения здравоохранения приобретают, хранят и используют данные вещества, то они обязаны иметь лицензию.
Необходима ли регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ?
Согласно ст. 39 Закона о наркотических средствах, если учреждение осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оно должно вести журнал регистрации операций, связанных с оборотом этих средств и веществ, и журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров этих средств и веществ (далее - журналы регистрации). Формы этих журналов утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрацией операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (далее - Постановление N 644).
Данным постановлением установлены правила ведения и хранения специальных журналов регистрации, в соответствии с которыми запись операций, связанных с оборотом указанных средств, ведется по каждому наименованию средств на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале регистрации. Любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должны заноситься в журнал регистрации.
Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя учреждения здравоохранения и печатью юридического лица. Руководитель учреждения назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях. Записи в журналах регистрации производятся в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Каждая запись проведенной операции, а также исправления заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала.
Учреждения ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками), с последующим отражением результатов проведенной инвентаризации.
Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи находятся у лица, которое отвечает за ведение и хранение журнала.
На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Журналы регистрации сдаются в архив учреждения, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:
- при реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
- при ликвидации - в государственный архив.
В каком порядке происходит обеспечение лечебно-диагностического процесса наркотическими средствами и психотропными веществами?
Для обеспечения лечебно-диагностического процесса лечебно-профилактические учреждения получают лекарственные средства из аптечного учреждения (организации)*(3) по требованиям-накладным (ф. 0315006) в установленном порядке. Требование-накладная на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должно иметь штамп, круглую печать лечебно-профилактического учреждения, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части (п. 3.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных средств). В ней указываются номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственного средства, наименование лекарственного средства (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.), вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.), количество затребованных лекарственных средств, количество и стоимость отпущенных лекарственных средств. Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке.
В аптечных учреждениях (организациях) требования-накладные лечебно-профилактических учреждений на отпуск наркотических средств и психотропных веществ списков II и III хранятся в течение 10 лет, на отпуск иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, - в течение трех лет, остальных групп лекарственных средств - в течение одного календарного года (п. 3.6 Порядка назначения и выписывания лекарственных средств). По истечении срока хранения требования-накладные подлежат уничтожению в присутствии членов создаваемой в лечебно-профилактическом учреждении комиссии, о чем составляются акты, формы которых предусмотрены приложениями 3 и 4 к Порядку назначения и выписывания лекарственных средств.
Здесь хотелось бы заметить, что согласно ст. 25 Закона о наркотических средствах отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности. Перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.05.2005 N 330 "О Перечне должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. "В этом перечне поименованы, в частности:
- заведующий аптечной организацией;
- заместитель заведующего аптечной организацией;
- заведующий отделом аптечной организации.
В учреждениях здравоохранения наркотические средства и психотропные вещества на отделение со склада получает старшая медицинская сестра отделения. Ей их выдает заведующая аптечным складом, должность которой равносильна должности заведующего аптечной организацией.
По истечении месяца заведующая аптечным складом представляет в бухгалтерию учреждения:
- отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по ф. 2-МЗ, который утверждается руководителем учреждения;
- требования-накладные (ф. 0315006), подтверждающие отпуск лекарственных средств старшим медсестрам отделения.
В свою очередь старшие медсестры отделения представляют в бухгалтерию акты на списание материальных запасов (ф. 0504230) на основании которых списываются лекарственные средства, выданные на лечение больных (п. 59 Инструкции N 25н).
Как в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению и учету наркотических средств и психотропных веществ?
Данные операции отражаются типовыми бухгалтерскими записями, которые производятся в соответствии с нормами Инструкции N 25н*(4). Интересующие нас лекарственные средства в бюджетном учете отражаются на счете 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства" (п. 61 Инструкции N 25н).
Оприходование поступивших в учреждение наркотических средств отражается записью:
Дебет счета 1 (2) 105 01 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств "
Кредит счета 1 (2) 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Оплачены поставщику наркотические и психотропные средства:
Дебет счета 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счетов 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов", 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств с банковских счетов"
Выданы наркотические и психотропные средства со склада в лечебное учреждение по требованию-накладной (ф. 0315006) (внутреннее перемещение со сменой материально ответственных лиц);
Дебет счета 1 (2) 105 01 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"
Кредит счета 1 (2) 105 01 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"
Списаны израсходованные наркотические и психотропные средства на основании первичных документов, полученных из лечебного учреждения:
Дебет счетов 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 (2) 105 01 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"
В каком порядке учреждения здравоохранения обязаны отчитываться за деятельность, связанную с оборотом наркотических веществ и психотропных средств?
Статьей 37 Закона о наркотических средствах установлено, что юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны представлять отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества использованного наркотического средства и психотропного вещества, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Постановлением N 644 установлены Правила представления юридическим лицам отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением N 681.
Согласно п. 9 данных Правил юридические лица, осуществляющие в установленном порядке использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по форме согласно приложению 7, приведенному в Постановлении N 644:
- годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ;
- сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Вправе ли учреждение здравоохранения заключить договор с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, на основе муниципальных контрактов без проведения торгов на оказание услуг по охране мест хранения наркотических средств и психотропных веществ?
По этому вопросу имеется совсем "свежее" Письмо Минэкономразвития РФ от 18.01.2008 N Д04-93. В нем чиновники, ссылаясь на Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности " разъясняют, что городские учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники) относятся к объектам, подлежащим государственной охране.
Кроме того, согласно ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд "при определенных случаях заказчик вправе осуществлять размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Например, если органы вневедомственной охраны обладают исключительными полномочиями на территории РФ в отношении выполняемых ими работ или оказываемых услуг. Причем исключительные полномочия данных органов должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ.
Принимая во внимание нормы федеральных законов от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке", указов Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", от 07.08.2004 N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации", от 19.07.2004 N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", можно сделать вывод, что муниципальные учреждения здравоохранения вправе заключать муниципальные контракты на оказание услуг по охране мест хранения наркотических средств и психотропных веществ с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ без проведения конкурсных торгов.
Т. Сильвестрова
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
*(2) Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 " Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации."
*(3) В качестве аптечного учреждения (организации) может выступать и аптечный склад учреждения здравоохранения, в котором хранятся лекарственные средства для обеспечения лечения больных.
*(4) Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"