МФО уходят с магистрали
С. Седов,
генеральный директор сервиса онлайн-займов "Робот Займер"
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир", N 3, март 2017 г., с. 49-50.
В прогнозах состояния микрофинансового рынка на 2016 год акценты делали и по поводу массового интереса компаний к освоению смежных отраслей. Ожидания подтвердились.
Пенсии вызывают вопросы
Для идейных сторонников "микрофинансовых супермаркетов" прошедший год стал периодом подведения итогов пилотных проектов и начала их "промышленной" реализации. Однако удобство клиентов, диверсификация бизнеса, снижение издержек - все те аргументы, которыми руководствовались сторонники концепции расширения деятельности, - не стоит считать однозначной причиной углубления процесса в 2016 году. Недостаток свободного фондирования, усиленный резко возросшей регуляторной нагрузкой, попросту заставил многие микрофинансовые организации окунуться в ускоренное освоение смежных сфер.
Масштаб явления стал настолько ощутим, что в некоторых сегментах начал вызывать опасение его традиционных представителей. Такова, в частности, ситуация на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, где МФО "сбили" нижний предел услуг по привлечению клиентов в 2-3 раза. Более того, некоторые из них вовсе готовы отказаться от комиссионного вознаграждения (рассчитывая, например, на выкуп негосударственными пенсионными фондами ценных бумаг МФО).
Сами представители НПФ признают, что работа с МФО выглядит интересным вариантом, особенно в плане массового привлечения клиентов. Однако вопросов пока больше. Это и небольшой средний счёт клиентов из числа заёмщиков, и повышенный риск несоблюдения юридических нюансов (например, при согласии заёмщика на перевод накоплений, зафиксированный в разных МФО), и определённые репутационные издержки фондов.
Займем, застрахуем
К освоению МФО рынка страховых услуг располагало наличие добровольного страхования вкладов заёмщиков среди микрофинансовых компаний, занимающихся привлечением частных инвестиций (от полутора миллионов рублей). Правда, как признают сами страховщики, большой вопрос вызывает отсутствие рынка перестрахования под риски банкротства МФО. Лимиты собственного удержания на один такой случай несравнимо ниже вероятных потерь. Однако ряд страховых компаний всё равно продолжает сотрудничать в данном аспекте с крупными МФО, рассчитывая на их размер и репутацию. Некоторые, как в случае с "Ингосстрахом", предлагают и дополнительные услуги: страхование залогов, рисков смерти и инвалидности заёмщиков, потери ими работы (при жилищных займах).
Имеющийся опыт стал основой дальнейшего взаимопроникновения интересов. Сегодня МФО предлагают своим заёмщикам коробочные продукты по страхованию их жизни, здоровья и имущества от таких компаний, как "ВТБ Страхование", "АльфаСтрахование", ВСК, "Ингосстрах", СГ "УРАЛСИБ" и др. Массовость явления подтверждает, что такая форма, в силу своей относительной простоты и отсутствия видимых подводных камней, сегодня - один из главных драйверов продвижения идеи "микрофинансовых супермаркетов".
POS уходит в виртуал
По-настоящему прорывным стал прошедший год в отношении товарного микрофинансирования - POS. Произошло это, прежде всего, благодаря усилиям банковских МФО. При наличии свободного фондирования они стали выдавать примерно каждый седьмой (согласно данным RAEX) микрозайм в стране как раз в POS-сегменте. Возрастающий интерес к этой сфере наблюдается и со стороны традиционных МФО, о чём, например, упоминает заместитель директора СРО "МиР" Андрей Паранич. В целом подтверждением возросшей значимости POS-микрозаймов можно считать выделение Банком России данной категории в отдельную при расчёте предельных значений полной стоимости потребительских микрозаймов на IV квартал 2016 года - что произошло впервые.
Интересно, что далеко не каждая МФО способна выделять своих представителей для обслуживания конкретных торговых точек. Поэтому на первый план в POS-сегменте выходят онлайн-технологии для оформления товарного займа на месте с мобильного устройства (например, система AmmoPay). Набирает обороты и "пластик для МФО" - "товарные" займы на карту MasterCard.
Вынужденная кооперация
Особенно наглядно реакция рынка на недостаток свободных средств в 2016 году проявилась в сотрудничестве доселе прямо конкурирующих между собой МФО и ломбардов. Ещё недавно можно было услышать о прямом лоббировании запрета МФО со стороны ломбардного бизнеса. Однако, столкнувшись с одинаковой проблемой доступного кредитования (в 2016 году тенденция лишь усилилась), представители обеих сфер стали смотреть друг на друга как на партнёров - при этом некоторые МФО даже стали кредитовать ломбарды. "Мы видим очень существенную синергию от сближения этих двух направлений... Консолидация рынка неизбежна", - отмечал, в частности, в конце 2016 года президент Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин.
За прошедший год всё больше МФО и ломбардов решили держаться вместе. Для небольших МФО, не претендующих на статус микрофинансовых компаний (только им, напомним, отныне разрешается привлечение сторонних инвестиций), такой путь даёт дополнительный шанс на выживание за счёт снижения издержек (на офисе, персонале), расширения клиентской базы, диверсификации финансовых потоков.
Наступивший год должен внести окончательные коррективы насчёт жизнеспособности такого симбиоза. Многое будет зависеть от ожидаемых регуляторных мер в отношении ломбардов - введения их официального реестра и определения полномочий в зависимости от объёма бизнеса.
Фондирование снова определяет
Освоение новых сфер деятельности микрофинансовыми организациями (в том числе продажи сим-карт, туристических путёвок, посредничества в банковских услугах и пр.) продолжится и в 2017 году. Крупные компании, сознательно выбравшие путь "пакетного" освоения разнонаправленных услуг, продолжат движение в данном направлении. Имеющиеся наработки - как, например, универсальный комплекс программного обеспечения или уже обученный персонал - станут хорошим подспорьем для дальнейшего развития "супермаркетов". Однако на серьёзную коммерческую отдачу заинтересованным игрокам рассчитывать не стоит - для этого как минимум понадобится более долгий срок. Приживётся ли идея на практике окончательно, будут решать потенциальные инвесторы, серьёзный приток средств которых ожидается на рынке во втором полугодии.
Именно по этой же причине можно уверенно прогнозировать на 2017 год и качественный скачок во взаимопроникновении услуг по предоставлению микрозаймов и P2P-сервисов, занимающихся необеспеченным кредитованием частными лицами других частных лиц. Предпосылки для этого (например, в форме выкупа такими сервисами долговых портфелей МФО) уже имеются. Расширение сотрудничества может превратиться в появление нового серьёзного канала фондирования МФК.
Что же касается мелких - микрокредитных - организаций, освоение ими новых ниш вряд ли станет общерыночным рецептом выживания (к 2018 году с рынка уйдут 2-3 тысячи игроков - считают, например, аналитики из RAEX). Экономически обоснованное воплощение в жизнь идеи "супермаркета" - без значимых источников дополнительного финансирования и фактора должного размера компании - станет возможным скорее в порядке исключения. Произойти это может в случае особо удачного стечения обстоятельств или, например, при перепрофилировании МКК под сервисное обслуживание сферы деятельности более крупного партнёра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"