Новое в контрактной системе
Е.С. Сафохина,
директор Государственного бюджетного
учреждения города Москвы Центр социального
воспитания, досуга и спорта "Энергия"
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 2, февраль 2017 г., с. 36-39.
Контрактная система в сфере закупок, в рамках которой закупки осуществляются с 2014 года, была введена Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", однако только с 1 января 2017 года закон полностью вступил в силу. Автором рассмотрены новации закона, вступившие в силу с начала года, в том числе и отмена антикризисных мер поддержки поставщиков.
С января 2017 года вступили в силу последние положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ).
Они касаются в основном ввода Единой информационной системы в сфере закупок, введения идентификационного кода закупки, а также требований об обязательном общественном обсуждении закупок. Напоминаем, что оно проводится в случае, если начальная цена контракта превышает 1 млрд. рублей.
С 1 января 2017 года вступила в силу норма, запрещающая заказчикам проводить закупки, не включенные в планы-графики, т.е. закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Таким образом, с января 2017 года Закон N 44-ФЗ полностью вступил в силу. При принятии закона одним из основных нововведений было создание системы планирования закупок. Сегодня планированию закупок уделяется особое внимание. Согласно положениям закона, заказчики размещают в Единой информационной системе закупок планы закупок и планы-графики.
План закупок представляет собой перечень закупок, т.е. перечень объектов закупки, год размещения и объем финансирования, а также обоснование закупки. Планы закупок составляются заказчиками на 3 года.
План-график представляет собой перечень мероприятий по реализации плана закупок, содержащий более детальную информацию об условиях осуществления процедур определения контрагентов: авансирование, срок осуществления закупки, объем закупки, размер обеспечения, способ определения поставщика, дополнительные требования к участникам закупки, информацию о предоставляемых преимуществах участникам закупки.
С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 г. N 73, предусматривающее ряд изменений в отношении плана закупок и планов-графиков. Так, в план-график не вносится информация о количестве закупаемых товаров, работ и услуг, если закупка включает товары, работы и услуги, имеющие разные единицы измерения.
С июля 2016 года введена в действие статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок*(1) (ст. 7.29.3 КоАП). Расширен и перечень нарушений порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП).
Закон о контрактной системе вступил в силу с 1 января 2014 года. Уже много было внесено изменений, а также было принято множество подзаконных актов, регулирующих данную сферу отношений. В частности, в декабре 2016 года было принято несколько Федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Закон N 44-ФЗ.
Так Федеральный закон от 28.12.2016 г. N 474-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что Закон N 44-ФЗ не распространяется на отношения при осуществлении закупки товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
Ужесточились и требования к участникам закупки*(2). Требования к участникам закупки закреплены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Так, помимо требования об отсутствии у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, теперь установлены требования об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные ст. 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (Получение взятки), 291 (Дача взятки), 291.1 (Посредничество во взяточничестве) Уголовного кодекса РФ.
Дополнительно был внесен п. 7.1 в ст. 31, предусматривающий и новые требования к участникам закупки - юридическим лицам. Так, организация имеет право участвовать в закупке, если в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц", предусматривающий, что государственные и муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Законом N 44-ФЗ.
Однако, вышеуказанный Федеральный закон предусматривает осуществление закупок по Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии Положения о закупке, утвержденного в соответствии с законодательством*(3) при осуществлении ими следующих закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
С 1 января 2017 года отменены все антикризисные меры поддержки поставщиков, принятые Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, к антикризисным мерам, направленным на поддержку поставщиков относились:
- предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек;
- предоставление заказчику возможности не устанавливать требования обеспечения исполнения контракта;
- предоставление возможности изменения срока исполнения контракта и (или) цены контракта, и (или) цены единицы и (или) количества товара, работы, услуги.
Предусмотрены следующие виды нарушений и штрафы:
Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок | Размер штрафа |
Включение в план закупок или план-график закупок объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует установленным требованиям. | От 20 до 50 тыс. рублей |
Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки). | 10 тыс. рублей |
Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок, либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок. | 30 тыс. рублей |
Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок. | От 5 до 30 тыс. рублей |
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки. | 30 тыс. рублей |
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график. | 30 тыс. рублей |
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. | 30 тыс. рублей |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях".
*(2) Федеральный закон от 28.12.2016 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427