Централизованное снабжение материальными ценностями
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 12-20.
Одним из способов обеспечения учреждений физической культуры и спорта материальными ценностями является централизованное снабжение. О порядке оформления централизованных поставок, а также о правилах отражения таких операций в бухгалтерском учете расскажем в данной статье.
Участники централизованного снабжения
Участниками централизованных поставок являются:
1) поставщик - организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик - учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель - учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.
В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.
При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Варианты централизованного снабжения и документальное оформление
Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.
Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.
Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:
1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;
2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.
Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией N 162н*(1). Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.
Отражение операций по централизованному снабжению в бухгалтерском учете
Централизованное снабжение между участниками бюджетного процесса (заказчиком - главным распорядителем бюджетных средств и грузополучателем - получателем бюджетных средств). Порядок бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями приведен в разд. 6 Инструкции N 162н. Приведем установленную в данном разделе корреспонденцию счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В учете заказчика | ||
Перечисление аванса поставщику на условиях контракта на централизованное снабжение | 1 206 31 560 1 206 32 560 1 206 34 560 | 1 304 05 310 1 304 05 320 1 304 05 340 |
Поставка материальных ценностей: | ||
непосредственно грузополучателю, минуя склад заказчика | 1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340 | 1 302 31 730 1 302 32 730 1 302 34 730 |
на склад заказчика с дальнейшей передачей в адрес грузополучателя | 1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340 | 1 302 31 730 1 302 32 730 1 302 34 730 |
1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340 | 1 106 31 410 1 106 32 420 1 106 34 440 | |
Зачет аванса | 1 302 31 830 1 302 32 830 1 302 34 830 | 1 206 31 660 1 206 32 660 1 206 34 660 |
Отражение суммы недостачи, порчи ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии их грузополучателем | 1 302 31 830 1 302 32 830 1 302 34 830 | 1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340 |
Отправка поставщику возвратной тары: | ||
на сумму предъявленного поставщику счета | 1 205 74 560 | 1 304 04 340 |
на сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику | 1 401 20 272 | 1 304 04 340 |
на сумму поступивших от поставщика денежных средств за возвратную тару | 1 210 02 440 1 303 05 830 | 1 205 74 660 |
В учете грузополучателя | ||
Поступление материальных ценностей напрямую от поставщика | 1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340 | 1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340 |
Поступление материальных ценностей со склада заказчика | 1 101 3x 310 1 102 32 320 1 105 3x 340 | 1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340 |
Отражение суммы материальных ценностей, отправленных грузополучателю, но не поступивших к моменту получения извещения от заказчика: | ||
при получении извещения | 1 107 31 310 1 107 33 340 | 1 304 04 310 1 304 04 340 |
при получении материальных ценностей | 1 106 31 310 1 106 34 310 | 1 107 31 310 1 107 33 340 |
1 101 3x 310 1 105 3x 340 | ||
Отражение суммы материальных ценностей, полученных грузополучателем до момента получения извещения от заказчика: | ||
при получении материальных ценностей | ||
при поступлении извещения от заказчика | 1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340 | 1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340 |
1 101 3x 310 1 102 32 320 1 105 3x 340 | ||
Забалансовый счет 22 | ||
Отражение возвратной тары | 1 304 04 340 | 1 105 3x 440 |
* Забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" предназначен для учета грузополучателем полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя). При этом пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается казенным учреждением - при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п. 375 Инструкции N 157н**). ** Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н. |
Пример 1
Департамент спорта (заказчик) заключил договор по централизованному снабжению районных управлений спорта (грузополучатель) спортивным инвентарем (теннисными столами) - по 1 столу в каждое управление. Общая стоимость договора поставки составляет 80 000 руб. (4 стола по 20 000 руб. каждый). Согласно условиям договора поставка осуществляется напрямую грузополучателям. Размер аванса по договору равен 30% (24 000 руб.)
В бюджетном учете указанные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете заказчика | |||
Перечислен аванс поставщику | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 24 000 |
Получены от грузополучателей извещения о получении инвентаря с приложением накладных | 1 304 04 310 | 1 302 31 730 | 80 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 24 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком (80 000 - 24 000) руб. | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 56 000 |
В учете каждого грузополучателя | |||
Поступил инвентарь от поставщика (отправлены извещения заказчику в целях подтверждения взаимосвязанных показателей) | 1 106 31 310 | 1 304 04 310 | 20 000 |
Принят инвентарь к учету в состав основных средств | 1 101 36 310 | 1 106 31 310 | 20 000 |
Централизованное снабжение головным учреждением своих обособленных подразделений (филиалов). При централизованной закупке головным учреждением материальных ценностей для своих обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета, заказчиком выступает головное учреждение, а грузополучателем - обособленное подразделение.
Отражение взаимосвязанных расчетов в рамках таких операций осуществляется с применением счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", при этом на основании оформленных извещений (п. 142, 143 Инструкции N 174н*(2), п. 170, 171 Инструкции N 183н*(3)):
- у головного учреждения передача нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 304 04 000 и кредиту соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 "Основные средства", 0 102 00 000 "Нематериальные активы", 0 105 00 000 "Материальные запасы", 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы";
- у обособленного учреждения получение нефинансовых активов - по дебету соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 "Основные средства", 0 102 00 000 "Нематериальные активы", 0 105 00 000 "Материальные запасы", 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" и кредиту счета 0 304 04 000.
Пример 2
Государственный университет физической культуры и спорта (бюджетное учреждение) имеет в других регионах два филиала, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета. За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, университет заключил договор поставки спортивной одежды на сумму 40 000 руб. (20 комплектов по 2 000 руб.). Условиями договора предусмотрено поступление спортивной одежды на склад университета с дальнейшей передачей в адрес филиалов. Аванс по договору составляет 12 000 руб.
В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете головного учреждения | |||
Перечислен аванс поставщику | 2 206 34 560 | 2 201 11 610 | 12 000 |
Поступила спортивная одежда на склад головного учреждения | 2 105 35 340 | 2 302 34 730 | 40 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 2 302 34 830 | 2 206 34 660 | 12 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком (40 000 - 12 000) руб. | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 | 28 000 |
Отражена передача спортивной одежды в адрес обособленных подразделений (на основании оформленных и переданных извещений) | 2 304 04 340 | 2 105 35 440 | 40 000 |
Предоставлены филиалами заполненные извещения, подтверждающие получение ими спортивной одежды | Забалансовый счет 05 | 40 000 | |
В учете каждого из филиалов | |||
Поступила спортивная одежда (один экземпляр извещения возращен в головное учреждение) | 2 105 35 340 | 2 304 04 340 | 20 000 |
* В соответствии с п. 341 Инструкции N 157н забалансовый счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" предназначен для учета материальных ценностей, оплаченных субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение контракта (договора) и отгруженных грузополучателям в рамках централизованной закупки. Принятие к учету на счет 05 материальных ценностей отражается заказчиком на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу грузополучателя, в сумме выплат на их приобретение. При получении заказчиком подтверждения о получении грузополучателем материальных ценностей, отгруженных в их адрес, указанные ценности подлежат списанию с забалансового учета по стоимости, по которой они ранее принимались к учету. |
Централизованные закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений. На практике нередки случаи, когда главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет централизованные закупки в пользу подведомственных бюджетных (автономных) учреждений. Возникает вопрос, как отражать такие операции в бухгалтерском учете, ведь в инструкциях N 174н, 183н проводок по централизованному снабжению бюджетных (автономных) учреждений не предусмотрено.
По мнению автора, в данном случае взаимосвязанные расчеты между заказчиком-учредителем и грузополучателями - бюджетными, автономными учреждениями отражаются как безвозмездная передача. Рассмотрим порядок отражения таких операций на примере.
Пример 3
Департаментом спорта (заказчик) заключен договор централизованной закупки велосипедов для подведомственных спортивных школ (бюджетные учреждения). Общая стоимость закупки составляет 255 000 руб. (стоимость 1 велосипеда - 17 000 руб.). Согласно условиям договора поставка осуществляется непосредственно в школу (по 5 велосипедов в каждую из 3 школ). Поставка производится после внесения заказчиком предоплаты в сумме 76 500 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете заказчика | |||
Перечислен аванс по договору поставки | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 76 500 |
Отражены произведенные вложения | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 255 000 |
Отражена безвозмездная передача произведенных вложений (на основании оформленных извещений) | 1 401 20 241 | 1 106 31 410 | 255 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 76 500 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком (255 000 - 76 500) руб. | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 178 500 |
В учете спортивной школы | |||
Приняты к учету велосипеды (с закреплением права оперативного управления на них) (5 шт. x 17 000 руб.) (согласно поступившим извещениям с приложением сопроводительных документов от поставщика) | 4 101 36 310 | 4 401 10 180 | 85 000 |
* * *
Обобщив вышеизложенный материал, отметим, что централизованные закупки могут осуществляться в пользу обеспечения материальными ценностями не только учреждений - получателей бюджетных средств, но и учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса. В первом случае взаимосвязанные расчеты отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 0 304 04 000. Этот же счет применяется при осуществлении закупок головным учреждением в отношении своих обособленных подразделений.
Что касается централизованных закупок в пользу бюджетных (автономных) учреждений, такие учреждения, по мнению автора, следует оформлять проводками по безвозмездной передаче. В этом случае счет 0 304 04 000 не применяется.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"