В чем выражено нецелевое использование бюджетных средств?
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 62-65.
Как следует из положений БК РФ, финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6). Все доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Однако на практике данное правило не всегда выполняется. Предлагаем рассмотреть спор между следственным изолятором и контрольным органом, вынесенный на рассмотрение арбитражного суда (см. Постановление АС ВСО от 01.02.2017 N Ф02-7462/2016 по делу N А19-2407/2016).
Суть спора, вынесенного на рассмотрение суда
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор - 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Росфиннадзору с просьбой признать недействительным предписание, вынесенное контрольным органом.
Как следует из материалов проверки, из кассы учреждения были выданы работникам под отчет денежные средства в качестве командировочных расходов, предусмотренных бюджетной сметой (подстатьи 222 "Транспортные услуги", 212 "Прочие расходы", 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ). Указанные денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в доход федерального бюджета, выданы работникам под отчет за счет средств, числящихся в качестве остатка денежных средств в кассе ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН.
Данные действия ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН были расценены Росфиннадзором как нарушение п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ.
В дальнейшем средства федерального бюджета, доведенные бюджетной сметой и лимитами бюджетных обязательств по перечисленным подстатьям, были зачислены учреждением на лицевой счет администратора доходов - ГУ ФСИН как доходы от оказания платных услуг, что, по мнению ТУ Росфиннадзора, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Не согласившись с приведенной выше квалификацией этих действий в качестве нецелевого использования бюджетных средств, заявитель кассационной жалобы указал, что не было допущено искажение бюджетной сметы, на конец финансового года не было превышения утвержденных в смете показателей расходов по одним кодам бюджетной квалификации за счет недорасхода по другим.
Как разрешил ситуацию суд?
При рассмотрении спора суд отметил следующее. Статьей 6 БК РФ, в частности, определено, что казенное учреждение - это государственное учреждение, оказывающее государственные услуги, выполняющее работы, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает (ст. 70 БК РФ):
- оплату труда (денежное довольствие, заработную плату) работников казенных учреждений, командировочные и иные выплаты в соответствии с законодательством РФ;
- закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении им деятельности.
В силу ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Операции с бюджетными средствами совершаются через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
С учетом названного правового регулирования суд апелляционной инстанции правомерно признал, что доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой заявителем - ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Оплата расходов учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности возможна при условии, что указанные операции предусмотрены утвержденной учреждению в установленном порядке сметой средств от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, получаемых от иной приносящей доход деятельности.
Такие выводы следуют из ч. 3, 4 ст. 161 БК РФ и согласуются с правовой позицией ВС РФ, содержащейся в Определении от 25.01.2016 N 306-АД15-17922.
Расходуя средства, полученные от приносящей доход деятельности, без утвержденной сметы и в отсутствие разрешения на открытие лицевого счета по учету данных средств, учреждение нарушает бюджетное законодательство.
Противоправное поведение в виде нецелевого использования бюджетных средств, как установил суд апелляционной инстанции, имело место в момент проведения операций по зачислению средств федерального бюджета, доведенных бюджетной сметой по соответствующей подстатье, на лицевой счет администратора доходов в качестве доходов от оказания платных услуг.
Доводы учреждения о том, что на конец финансового года не было допущено превышение утвержденных в смете показателей расходов по одним кодам бюджетной квалификации за счет недорасхода по другим, не могут быть учтены судом.
Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным в том числе бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Поскольку материалами дела подтверждено, что спорные финансовые операции в момент их совершения не соответствовали бюджетной смете, названные действия свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в связи с острой необходимостью денежные средства на командировочные расходы были выданы из кассы, а при доведении лимитов бюджетных обязательств на командировочные расходы соответствующие суммы были восстановлены, проверены. Они не исключают допущенное нецелевое использование бюджетных средств, доведенных до учреждения бюджетной сметой, а также нарушение ст. 38 БК РФ (принципы адресности и целевого характера бюджетных средств). Нецелевое использование средств выражено в том, что средства бюджета, доведенные по учреждения бюджетной сметой на командировочные расходы, не были использованы на эти цели, а были зачислены в доход администратора доходов как доходы от оказания платных услуг (не являясь таковыми).
Не могут быть учтены также доводы ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН о том, что бюджетных нарушений допущено не было, поскольку в течение финансового года доходы от приносящей доход деятельности поступили в соответствующий бюджет.
Между тем, как указано выше, эти средства были потрачены учреждением на командировочные расходы с нарушением требований ч. 3 ст. 161 БК РФ (в отсутствие, в частности, утвержденной сметы средств от приносящей доход деятельности).
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд отклонил требование ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН.
* * *
В заключение отметим, что в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, которое выражено в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным в том числе бюджетной сметой, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);
- на само учреждение - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"