Транспортное средство не используется,
но зарегистрировано - надо платить налог
На практике возникает много споров по вопросу о необходимости уплаты транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, однако фактически не используемых в деятельности налогоплательщика в результате их полного износа. Проанализируем судебную практику, сформировавшуюся по данной проблеме.
Позиция налоговых органов
На основании ст. 358 НК РФ транспортным налогом облагаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, т.е. соответствует определенным физическим характеристикам (ст. 38 НК РФ) и зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Налогоплательщики в силу п. 1 ст. 54 НК РФ исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В письме Минфина России от 6.05.06 г. N 03-06-04-04/15 указано, что обязанность платить транспортный налог не зависит от фактического наличия транспортного средства и использования его в деятельности налогоплательщика. Данная позиция отражена также в письме УФНС России по Московской области от 7.02.06 г. N 19-42-И/0127.
По мнению налоговых органов на местах, списанные с баланса налогоплательщика по причине полного износа транспортные средства, не снятые с государственной регистрации в уполномоченных органах, остаются объектом обложения транспортным налогом.
Часть судов - на стороне налогоплательщика
Часть судов считают, что списанные по причине полного износа транспортные средства перестали соответствовать критериям транспортного средства по своим физическим характеристикам, не могли использоваться налогоплательщиком в его деятельности, что влечет прекращение обязанности исчисления и уплаты налога по данным средствам. Рассмотрим, например, постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.07 г. N А65-21847/2006-СА1-19.
Суть дела
Решением налогового органа налогоплательщик (бюджетное учреждение) привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, ему доначислены суммы транспортного налога, а также пени. Налоговый орган посчитал необоснованным исключение налогоплательщиком из объекта обложения транспортным налогом транспортных средств с момента их списания в установленном порядке на основании приказа руководителя налогоплательщика по причине их полного износа, переставших соответствовать критериям транспортного средства по своим физическим характеристикам и не пригодных для использования налогоплательщиком в его деятельности. При этом налоговый орган указал на факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД, влекущий необходимость исчисления и уплаты транспортного налога.
Налогоплательщик не согласился с таким решением налогового органа и обжаловал его в суд.
Позиция суда
Сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога.
В данном случае из материалов дела усматривается, что приказом руководителя налогоплательщика на основании акта в результате большого износа и давности срока эксплуатации списаны и сняты с баланса 12 транспортных средств - мотоциклы. Транспортные средства с баланса налогоплательщика списаны на основании актов по форме для бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. N 107н. Списание согласовано с вышестоящей организацией - Министерством экологии и природных ресурсов и разрешено собственником имущества.
Указанные акты в ходе проверки представлены проверяющим. Из актов усматривается, что транспортные средства не были пригодны к дальнейшей эксплуатации, впоследствии были оприходованы как металлолом, а средства, полученные от сдачи металлолома, отражены в учете.
Следовательно, указанное решение налогового органа неправомерно.
Выводы о том, что НК РФ не ставит обязанность уплаты транспортного налога от факта их регистрации, а основанием для его уплаты является владение транспортным средством, содержатся и в других судебных решениях (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.01.06 г., 22.01.06 г. N А41-К2-15955/05).
В то же время в других ситуациях суды указывают на важность учета факта регистрации транспортного средства при определении объекта обложения транспортным налогом.
Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 2.10.07 г. N А72-6677/06-12/228 указал на положения п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.94 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", о том, что "допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов". На основании изложенного суд пришел к выводу, что если транспортные средства не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то они не являются объектом обложения транспортным налогом.
Суд отметил, что согласно решению налогового органа нарушение установлено путем сопоставления данных ведомости учета ОС, инвентарных карточек ОС с данными налоговой декларации. При этом налоговым органом не исследовались и не были представлены в суд в качестве доказательств документы, подтверждающие факт эксплуатации налогоплательщиком транспортных средств, находящихся на балансе. Таким образом, по мнению суда, налоговым органом не доказан факт наличия объекта налогообложения по указанным в решении транспортным средствам.
Очевидно, что если распространить приведенные выводы судов на ситуацию, рассмотренную в постановлении ФАС Поволжского округа, можно прийти к выводу о прямом влиянии факта регистрации транспортного средства в уполномоченном органе на обязанность исчисления и уплаты транспортного налога по зарегистрированному средству.
В этой связи необходимо отметить, что в судебной практике существует точка зрения, согласно которой даже списанное с баланса налогоплательщика транспортное средство, но не снятое с государственной регистрации в уполномоченных органах является объектом налогообложения.
Решения в поддержку налоговых органов
ФАС Уральского округа в постановлении от 18.10.07 г. N Ф09-8501/07-С3 поддержал налоговый орган и указал на невозможность освобождения от налогообложения транспортных средств, списанных с баланса без снятия их с учета в уполномоченных органах.
Суд разъяснил, что признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Суд пришел к выводу, что обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом обложения этим налогом. При этом главой 28 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от уплаты транспортного налога в случае, если у него отсутствует зарегистрированный объект обложения транспортным налогом. Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на котором зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.
Государственная регистрация автотранспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938). В силу п. 2 постановления подразделения ГИБДД являются одними из органов, осуществляющих регистрацию автомототранспортных средств на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что постановлением N 938 обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами. Кроме того, постановлением закреплено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в органах, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Определением ВАС РФ от 15.02.08 г. N 1504/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора приведенного постановления ФАС Уральского округа, что свидетельствует о поддержке такой точки зрения.
Ю. Борисов,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71