Положение об исполнении администрацией муниципального района полномочий поселения, являющегося административным центром, распространяется только на ситуации, когда административным центром является поселение, состоящее из одного населенного пункта? Глава района исполняет полномочия главы администрации. Возможно ли в такой ситуации применение указанного положения?
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Действительно, понятие административного центра, установленное статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ, рассматривает в качестве такового населенный пункт, а не поселение. Однако из системного анализа нормы части 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ не следует вывод о том, что ее действие распространяется исключительно на ситуацию, когда административным центром муниципального района является поселение, состоящее из одного населенного пункта. В том случае, когда административным центром является населенный пункт, который не является муниципальным образованием, а входит в состав поселения, при реализации рассматриваемого положения Федерального закона N 131-ФЗ администрация муниципального района осуществляет полномочия администрации поселения на всей его территории, а не только на территории указанного населенного пункта.
Статьей 36 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено исполнение главой муниципального образования либо полномочий руководителя местной администрации, либо полномочий председателя представительного органа муниципального образования. С этой нормой полностью согласуется позиция Комитета, изложенная в разъяснении о применении части 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ, в которой указывается, что осуществление администрацией муниципального района полномочий администрации поселения возможно, если главы и муниципального района, и поселения исполняют полномочия председателя представительного органа соответствующего муниципального образования, так как только в этом случае местную администрацию возглавляет лицо, замещающее должность по контракту. Данный вывод основан на положении Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которому в случае исполнения полномочий администрации поселения администрацией муниципального района при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Поэтому в разъяснении отмечено, что если в муниципальном районе и (или) поселении глава исполняет полномочия руководителя администрации, представляется необходимым внести изменения в уставы муниципального района и поселения, предусматривающие изменение полномочий их глав.
Полагаем, что вступление в силу решений об изменении уставов муниципального района и его административного центра необходимо синхронизировать. При рассмотрении вопроса о сроках вступления в силу решений об изменении уставов муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, необходимо исходить из того, что в отношении указанных решений в части 8 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ не предусмотрены какие-либо особенности. Следовательно, решение об изменении устава поселения, предусматривающее ликвидацию местной администрации, является решением об изменении структуры органов местного самоуправления, в связи с чем оно вступает в силу по истечении срока полномочий представительного органа поселения. В случае перехода к исполнению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района отсутствует изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района. Поэтому на решение о внесении изменения в устав муниципального района об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения не распространяется действие части 8 статьи 44 Федерального закона.
Обращаем внимание также на то, что по мнению Минфина России применение рассматриваемого положения части 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с этим практическая реализация данной нормы возможна после внесения соответствующих изменений в указанный кодекс. Комитет разделяет правовую позицию по данному вопросу. В настоящее время Минфином России совместно с Комитетом ведется работа по подготовке необходимых поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.