В случае осуществления администрацией муниципального района полномочий администрации поселения, являющегося его административным центром, должны ли быть объединены бюджеты муниципального района и поселения? Сохраняется ли представительный орган поселения? Каковы взаимоотношения главы администрации муниципального района с представительным органом поселения (если он продолжает исполнять полномочия)? Какие полномочия в такой ситуации должны исполнять главы муниципального района и поселения?
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется. При этом поселение сохраняет статус муниципального образования, и в нем осуществляют полномочия представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, а также иные органы местного самоуправления, если это предусмотрено уставом. Как любое муниципальное образование, согласно ст. 52 Федерального закона N 131-ФЗ указанное поселение обладает собственным бюджетом, который утверждается представительным органом поселения. Исходя из положений названной статьи какого-либо объединения бюджетов муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, быть не может.
В соответствии с новой редакцией ч. 5 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ в случае исполнения полномочий администрации поселения администрацией муниципального района при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Таким образом, из смысла данной нормы следует, что осуществление администрацией муниципального района полномочий администрации поселения возможно, если главы и муниципального района, и поселения исполняют полномочия председателя представительного органа соответствующего муниципального образования, так как только в этом случае местную администрацию возглавляет лицо, замещающее должность по контракту. Если в муниципальном районе и (или) поселении глава исполняет полномочия руководителя администрации, представляется необходимым внести соответствующие изменения в уставы муниципального района и поселения. При этом следует иметь в виду, что решения об изменении полномочий указанных глав вступают в силу после их государственной регистрации и опубликования, но не применяются к действующим главам. Они будут применяться к следующим главам, поэтому в соглашении требуется также учитывать и данные сроки.
Федеральный закона N 131-ФЗ не содержит положения, регламентирующего процедуру взаимоотношения администрации муниципального района и представительного органа поселения, являющегося его административным центром. Имеется только норма об участии представительного органа поселения в формировании конкурсной комиссии, создаваемой представительным органом муниципального района. Полагаем, что для обеспечения учета мнения представительного органа поселения при оценке деятельности главы местной администрации муниципального района, замещающего должность по контракту, в уставе муниципального района необходимо предусмотреть отчет главы администрации не только перед представительным органом муниципального района, но и перед представительным органом поселения в части исполнения полномочий администрации поселения, установив право представительного органа поселения ставить вопросы перед главой администрации муниципального района. При этом закрепить положение о том, что этот аспект его деятельности также учитывается при оценке ее результатов.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.