При формировании представительных органов муниципальных районов на муниципальных выборах не всегда возможно соблюсти требование пункта 2 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ. Каким может быть выход из данной ситуации?
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусматривает соблюдение ряда условий при формировании представительного органа муниципального района. Так, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 указанного Закона установлено, что число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.
Вместе с тем, в пункте "а" части 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) установлено, что должно соблюдаться примерное равенство численности избирателей в избирательных округах с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Следует отметить, что между данными нормами этих федеральных законов имеет место коллизия.
Указанная норма Федерального закона N 67-ФЗ установлена с целью обеспечения гарантий равного представительства населения в представительных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Норма Федерального закона N 131-ФЗ установлена с целью обеспечения гарантий равного представительства сельского и городского населения в представительных органах муниципальных районов. Учитывая это, и следует понимать формулировку "депутаты, избираемые от одного поселения" (статья 35 Федерального закона N 131-ФЗ): в представительный орган муниципального района должны войти депутаты от каждого поселения, входящего в муниципальный район. Однако в связи с тем, что, как правило, в городах, входящих в состав районов, плотность населения значительно выше, чем в сельской местности, совместить условия, заложенные указанными нормами федеральных законов, не всегда практически возможно. В этом случае следует применять нормы Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку он является приоритетным в вопросах, связанных с выборами, в том числе и муниципальными.
Что касается ситуации, сложившейся в ряде Ваших муниципальных районов, то принципиальным выходом из нее может быть формирование представительных органов этих районов делегированным способом в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ.
В качестве еще одного варианта выхода из указанной ситуации может быть использование системы многомандатных округов.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.