Каков порядок перехода от прямых выборов депутатов представительного органа муниципального района к формированию его из глав поселений и депутатов представительных органов поселений в составе муниципального района?
Данный порядок регламентируется пунктом 1 части 4, частью 5 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и включает несколько этапов.
1. Выдвижение инициативы о формировании представительного органа из глав поселений и депутатов представительных органов поселений.
Такая инициатива исходит от представительного органа одного из поселений в составе района и оформляется его решением. В решении обязательно указываются:
- предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района - должна быть равной независимо от численности населения поселения (пункт 2 части 4 статьи 35 указанного Федерального закона);
- день начала работы нового представительного органа - не может быть ранее дня истечения срока полномочий действующего представительного органа.
Инициатива может быть выдвинута не позднее чем за 1 год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва. С учетом положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о сроках и порядке назначения выборов в орган местного самоуправления, должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Согласно пункту 1 статьи 8 указанного Федерального закона днем окончания срока, на который избираются депутаты представительного органа местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает установленный уставом муниципального образования срок полномочий представительного органа. Исключение составляют ситуации, когда выборы депутатов представительного органа муниципального образования на основании закона были проведены в иные, чем второе воскресенье марта, дни (пункт 3 статьи 81.1 Федерального закона). В этом случае срок проведения последующих выборов определяется уставом муниципального образования и таковым может быть как второе воскресенье марта, так и второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий представительного органа. Если же уставом муниципального образования не решен вопрос о сроках проведения последующих выборов депутатов представительного органа, то на основании пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона таким сроком будет считаться второе воскресенье марта года, в котором истекает установленный уставом муниципального образования срок полномочий представительного органа.
Таким образом, инициатива о формировании представительного органа муниципального района из представителей поселений должна быть выдвинута не позднее чем за 1 год 90 дней до определяемой с учетом вышеизложенного даты окончания срока полномочий действующего представительного органа муниципального района.
2. Поддержка инициативы о формировании представительного органа муниципального района из представителей поселений представительными органами иных муниципальных образований.
Для принятия решения о переходе к новой модели формирования представительного органа инициатива об этом должна быть поддержана представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района. Причем решения о поддержке инициативы должны быть приняты в течение 1 года со дня ее выдвижения. Днем выдвижения инициативы следует считать дату вступления в силу решения представительного органа о выдвижении инициативы. Дата вступления данного решения в силу определяется в соответствии с порядком вступления в силу правовых актов представительного органа, определенным уставом муниципального образования (дата официального опубликования (обнародования), дата принятия решения или иное).
Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района направляются в представительный орган муниципального района, который ведет учет данных о рассмотрении инициативы.
3. Принятие решения о формировании представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Соответствующее решение принимается представительным органом муниципального района по результатам рассмотрения инициативы. По смыслу части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального района обязан принять положительное решение по вопросу о формировании представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, если при выдвижении и поддержке инициативы были соблюдены все требования законодательства, перечисленные выше. Представительный орган муниципального района не вправе решать вопрос о целесообразности или нецелесообразности перехода к новой модели его формирования.
Обращаем внимание, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 9-П положения пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают возможность формирования представительного органа муниципального района путем вхождения в его состав представителей поселений из числа лиц, ранее избранных непосредственно населением, только в случае, если решение о переходе к такому способу формирования представительного органа муниципального района принимается представительными органами соответствующих муниципальных образований с учетом мнения населения, проживающего на данной территории, выявленного в порядке, устанавливаемом в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что это предполагает, в частности, заблаговременное информирование населения о рассмотрении представительными органами поселений вопросов, касающихся выдвижения и утверждения инициативы об изменении порядка формирования представительного органа муниципального района, и предоставление гражданам реальной возможности довести до сведения депутатов свое мнение по соответствующему вопросу. При этом не исключается и обращение к формам прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", таким как публичные слушания (статья 28) или опрос граждан (статья 31).
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации установил, что принятие данного постановления не ставит под сомнение законность перехода к формированию представительных органов муниципальных районов из представителей поселений, который был произведен в соответствии с законодательством, а также легитимность составов соответствующих представительных органов в пределах срока их полномочий. Таким образом, данное решение не имеет обратной силы и применяется к действиям, совершаемым после его вступления в силу. Постановление вступило в силу немедленно после провозглашения. Соответственно, все решения о выдвижении инициативы о формировании представительного органа муниципального района из представителей поселений либо о поддержке такой инициативы, принимаемые представительными органами поселений после 18 мая 2011 года, должны сопровождаться учетом мнения населения по данному вопросу. Поскольку Конституционный Суд Российской Федерации увязал с этим саму возможность перехода к формированию представительного органа муниципального района, то невыполнение данного требования, наравне с перечисленными выше требованиями статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", может служить основанием для принятия представительным органом муниципального района отрицательного решения по вопросу о таком переходе.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.