В чем заключается исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, предусмотренная статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"?
Какими полномочиями может быть наделен председатель представительного органа муниципального в период между заседаниями представительного органа?
Положениями частей 10-11.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определяются полномочия представительного органа муниципального образования.
Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, т.е. вопросов, разрешение которых не может быть передано иным органам местного самоуправления или должностным лицам местного самоуправления, определен в части 10 указанной статьи. Это следующие вопросы:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества. Как предусмотрено в части 1 статьи 68 Федерального закона N 131-ФЗ, представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Данный пункт введен Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым в Федеральный закон N 131-ФЗ включена статья 74.1, регламентирующая удаление главы муниципального образования в отставку. В части первой статьи 74.1 предусмотрено, что представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Что касается полномочий председателя представительного органа муниципального образования, то они определяются уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
Так, за ним могут быть закреплены следующие полномочия:
- руководство подготовкой заседаний представительного органа и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
- созыв заседаний представительного органа, доведение до сведения депутатов времени и места их проведения, а также проекта повестки дня;
- ведение заседания представительного органа;
- осуществление общего руководства работой аппарата представительного органа;
- оказание содействия депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организация обеспечения их необходимой информацией (в том числе и через запросы в соответствующие организации);
- принятие мер по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представительного органа;
- подписание протоколов заседаний и других документов представительного органа;
- организация приема граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
- координация деятельности постоянных комиссий, депутатских групп;
- издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности представительного органа (в рамках этого издание распоряжений, связанных с созданием временных комиссий, рабочих групп по согласованию с постоянно действующими депутатскими комиссиями, исполнительными органами власти и другими организациями);
- иные полномочия, которые могут быть ему поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.
С нашей точки зрения, в уставе муниципального образования (это может также найти отражение в регламенте представительного органа) целесообразно отдельно прописать полномочия председателя представительного органа, которые он может осуществлять в период между заседаниями представительного органа.
Это может быть, например:
- запрос и получение консультации, объяснения (комментария) с должностных лиц, руководителей предприятий, граждан;
- запрос от имени представительного органа необходимых материалов, издание распоряжений, связанных с созданием временных комиссий (рабочих групп) по согласованию с постоянно действующими депутатскими комиссиями, исполнительными органами власти и другими организациями для подготовки вопросов к рассмотрению на заседаниях комиссий представительного органа;
- проведение встреч с населением муниципального образования (а если речь идет о муниципальном районе, то с организацией выезда в поселения, входящие в муниципальный район).
Что касается оказания методической и информационной помощи, то данную функцию, с нашей точки зрения, целесообразно закрепить за аппаратом представительного органа муниципального образования.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.