Вправе ли местная администрация отказать представительному органу, депутатам, председателю представительного органа отказать в предоставлении договоров аренды муниципального имущества, мотивируя отказ тем, что в договорах содержатся персональные данные?
Вправе ли местная администрация ограничить доступ депутатов к документам, регулирующим ее деятельность, таким как штатное расписание, должностные инструкции муниципальных служащих, приказов и распоряжений главы администрации и руководителей подразделений администрации, заключенных администрацией гражданско-правовых и иных договоров?
1. Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16, пункт 9 части 10 статьи 35). Следовательно, представительный орган городского округа вправе осуществлять контроль за исполнением местной администрацией полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом. В порядке осуществления контрольных полномочий представительный орган вправе запрашивать необходимую для этих целей информацию, в том числе договоры по передаче муниципального имущества в аренду местной администрацией в порядке реализации полномочий по распоряжению муниципальным имуществом.
Отказ местной администрации предоставить представительному органу договоры аренды муниципального имущества в целях защиты конфиденциальных персональных данных неправомерен, поскольку указанные договоры заключаются с юридическими лицами и физическими лицами - предпринимателями без образования юридического лица. В договорах, заключенных с юридическими лицами, не может содержаться персональных данных, поскольку к информации этой категории относится только информация о физических лицах. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О персональных данных" указанный закон не применяется при обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, не имеется правовых оснований для отказа местной администрацией предоставить представительному органу договоры аренды муниципального имущества в целях защиты конфиденциальных персональных данных.
Вместе с тем с целью предотвращения подобных отказов следует в порядке правового регулирования подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определить в уставе муниципального образования и нормативных правовых актах, регулирующих порядок распоряжения и управления муниципальным имуществом, порядок осуществления контрольных полномочий представительным органом, порядок предоставления информации местной администрацией представительному органу и порядок отчетности местной администрации перед представительным органом по вопросам распоряжения и управления муниципальным имуществом.
2. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Следовательно, доступ представительного органа и депутатов представительного органа к должностным инструкциям, штатным расписаниям, гражданско-правовым и публично-правовым договорам, заключенным местной администрацией или подразделением местной администрации, наделенным статусом юридического лица, а также приказам, распоряжениям, инструкциям и другим документам, регламентирующие деятельность местной администрации и ее подразделений, не может быть ограничен за исключением случаев содержания в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений, распространение которых ограничено законом.
В случае необходимости ознакомления представительного органа с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну или сведения, распространение которых ограничено законом, уполномоченные представительным органом лица могут получить доступ к таким документам при оформлении соответствующего допуска или принятия ими обязательства о нераспространении полученной информации в порядке, установленном законом.
Вместе с тем с целью предотвращения отказа в доступе к информации, содержащейся в документах местной администрации, порядок предоставления документов местной администрации по запросам представительного органа целесообразно урегулировать в уставе муниципального образования, в порядке регулирования осуществления контрольных полномочий представительного орган, а гарантии доступа депутатов к документам администрации муниципального образования установить в уставе муниципального образования в порядке регулирования статуса депутата представительного органа.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.