Как формируются комиссии в представительных органах местного самоуправления, какова их компетенция?
Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Статус комиссий может быть урегулирован как уставом муниципального образования, так и специальными муниципальными правовыми актами: регламентом представительного органа, либо положениями о комиссиях и регламентами, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления. Комиссии могут быть постоянными и временными. Постоянные комиссии образуются, как правило, на период полномочий представительного органа. Временные комиссии образуются для решения конкретных вопросов (разовая подготовка решений, проверки и т.п.).
Образование комиссий и изменение их состава относится к компетенции представительного органа. Их формирование происходит, как правило, на первых заседаниях представительного органа. В случае необходимости представительный орган может и в иное время образовывать новые комиссии, реорганизовывать существующие, вносить изменения в их численный и персональный состав.
В соответствии с порядком, определенным в муниципальных правовых актах, комиссии могут осуществлять предварительное рассмотрение проектов решений, иных нормативных правовых актов и их подготовку к рассмотрению представительным органом; организуют слушания, совещания "круглые столы"; могут давать заключения и предложения по соответствующих разделам проекта местного бюджета, прогноза социально-экономического развития муниципального образования; утверждают планы своей работы; определяют стратегию и тактику своей деятельности; принимают решения о направлении проектов актов в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы проектов актов; взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ; участвуют в осуществлении контроля за исполнением принятых представительным органом решений и т.д.
Комиссия может вносить предложения о создании рабочих групп, временных комиссий для разработки проектов или подготовки отдельных вопросов к слушаниям. В состав рабочих групп, временных комиссий и иных рабочих органов могут также входить депутаты, должностные лица и специалисты. Комиссии могут наделяться правом создания экспертных советов, действующих на общественных началах (общественные советы), принимать решения о проведении независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов и т.д.
Так, например, к ведению комиссии по бюджету могут относиться следующие вопросы: финансово-бюджетная политика и финансовый контроль, в том числе анализ и контроль формирования и исполнения доходов и расходов местного бюджета и местных целевых программ; анализ и контроль межбюджетных отношений органов местного самоуправления; рассмотрение проектов местных целевых программ по вопросам их финансирования; взаимодействие с контрольным органом муниципального образования, внесение предложений в представительный орган по результатам проверок и ревизий, проводимых контрольным органом; осуществление контроля за исполнением принятых решений и нормативных правовых актов.
Представляется целесообразным сформировать следующие постоянные комиссии представительного органа муниципального образования: по регламенту и депутатской этике; бюджету и экономической политике; собственности и местному хозяйству; социальной политике; местному самоуправлению, связям с общественностью и средствами массовой информации; законности и правоохранительной деятельности.
На основе анализа действующего законодательства, практики муниципального строительства можно сделать вывод, что комиссии с учетом возложенных на них задач осуществляют три основные функции: подготовительную, организационную и контрольную. При этом следует отметить, что основная функция депутатской комиссии - подготовительная: подготовка проектов муниципальных правовых актов для рассмотрения их представительным органом муниципального образования.
Комиссии вправе запрашивать у широкого круга субъектов необходимые документы и информацию, приглашать на заседания должностных лиц местного самоуправления и т.д. Комиссии помимо контроля за исполнением решений и нормативных правовых актов обязаны осуществлять содействие их проведению в жизнь, которое не сводится только к контролю за их исполнением. В то же время, контролируя исполнение решений, комиссии не должны ограничиваться только выявлением состояния реализации, их задача - принятие мер, содействующих более эффективному выполнению указанных решений. Однако, при этом следует учитывать, что в своей деятельности комиссии не могут подменять собой представительный орган муниципального образования.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.