К компетенции какого органа местного самоуправления относится утверждение с 1 января 2009 г. долгосрочных муниципальных целевых программ: представительного органа муниципального образования или местной администрации?
Нормами Федерального закона от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) была изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2009 года.
Данные положения Кодекса относят к полномочиям местной администрации муниципального образования утверждение долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств местного бюджета.
В тоже время нормы пункта 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) предусматривают, что принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Полагаем, что к программам развития муниципального образования могут относиться программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131), а также программы комплексного развития нескольких отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований. Данные программы в отличие от мероприятий, указанных в долгосрочных целевых программах, могут предусматривать общие направления, стратегии и принципы развития муниципального образования, а также механизмы их реализации.
В свою очередь программы развития муниципального образования могут содержать положения о необходимости разработки и утверждения определенных долгосрочных целевых программ, а также принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов по реализации конкретных мероприятий.
В тоже время долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований и достижение конечных результатов. При этом данные программы предусматривают расходные обязательства на выполнение конкретных мероприятий, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.
В связи с изложенным долгосрочные целевые программы могут рассматриваться только как одни из механизмов реализации программ развития муниципального образования и, как таковые, не должны противоречить данным программам, но должны развивать и конкретизировать их положения. Поэтому понятия "программы развития муниципального образования" и "долгосрочные целевые программы" не являются идентичными.
Если исходить из указанной правовой позиции, то не возникает коллизий между вышеуказанными нормами Кодекса и Федерального закона N 131.
Необходимо также учитывать, что в законодательстве Российской Федерации не определены понятия "программы развития муниципального образования", "долгосрочные целевые программы" и "ведомственные целевые программы". В связи с этим правовое регулирование указанных вопросов может осуществляться муниципальными правовыми актами, в которых могут быть определены четкие признаки, позволяющие разграничить указанные понятия.
Информируем Вас также, что в настоящее время Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления прорабатывает вопрос о необходимости внесения изменений в указанные нормы Кодекса и Федерального закона N 131 в целях определения содержания понятий "программы развития муниципального образования", "долгосрочные целевые программы" и "ведомственные целевые программы", а также уточнения полномочий органов местного самоуправления по их утверждению и реализации.
Кроме того, аналогичные предложения по правовому регулированию указанных вопросов содержаться в рекомендациях Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, проведенного в Государственной Думе 24 марта 2009 года.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.