Законом субъекта Российской Федерации городской округ был преобразован в городское поселение. Полномочия действующего главы муниципального района (избран представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса) не прекращены. Новый глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию.
Имеет ли право глава муниципального образования, не исполняющий полномочия главы местной администрации, пользоваться правом вето в отношении нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования, если глава муниципального образования осуществляет свои полномочия исключительно на основании закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования?
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований означает наиболее существенное изменение территориальной организации местного самоуправления, поскольку предполагает возникновение или прекращение существования муниципальных образований либо значительное изменение их статуса. По своей юридической природе преобразование муниципальных образований близко преобразованию юридического лица, поскольку в случае преобразования муниципального образования происходит передача его прав и обязанностей другим (одному или нескольким) муниципальным образованиям.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение (часть 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
Следует отметить, что в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно (пункт 12 части 6 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ). Данная норма указывает на то, что должен быть избран глава иного муниципального образования.
При этом полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (часть 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из вашего обращения, Законом Алтайского края от 2 сентября 2015 года N 70-ЗС было осуществлено преобразование городского округа "город Камень-на-Оби" в городское поселение "город Камень-на-Оби".
Учитывая изложенное, в связи с преобразованием городского округа в городское поселение полномочия действующего главы городского округа "город Камень-на-Оби" досрочно прекратятся в день вступления в должность главы городского поселения "город Камень-на-Оби".
Обращаю Ваше внимание, что согласно части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Руководствуясь данной нормой, а также положениями части 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, субъект Российской Федерации в своем Законе был вправе установить норму о том, что полномочия главы городского округа в связи с преобразованием городского округа в городское поселение прекращаются со дня вступления в должность главы городского поселения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что глава городского поселения еще не назначен, действующий глава городского округа должен исполнять свои полномочия в полном объеме применительно к действующей на момент своего избрания схеме управления, в том числе в части осуществления руководства представительным органом.
Таким образом, он не может возглавить местную администрацию и, соответственно, пользоваться правом вето в отношении нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.