Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрен институт отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.
Важнейшие конституционно-правовые характеристики института отзыва выборных лиц местного самоуправления обоснованы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 года N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева", в соответствии с которым отзыв выступает как своеобразная форма защиты населением своих прав и свобод, реализуемых на уровне местного самоуправления, а контроль населения за деятельностью указанных лиц, устанавливаемый в качестве предпосылки соответствующего воздействия, - как одно из средств самоорганизации населения. Тем самым предполагается, что институт отзыва, будучи одним из естественных проявлений муниципальной самостоятельности, легитимирован конституционным признанием местного самоуправления, поэтому законодатель не должен препятствовать его использованию, но обязан установить принципиальные требования и гарантии, необходимые для того, чтобы реализация этого института не приводила к искажению смысла выборов, не умаляла значение иных форм непосредственной муниципальной демократии. Поскольку облегченная процедура отзыва, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти, Конституционный Суд РФ сформулировал минимальные требования к институту отзыва (критерии его правомерности). Среди этих требований есть, в том числе, следующие:
- основанием для отзыва может быть решение либо действие (бездействие) выборного лица, ставящее под сомнение доверие к нему населения, но не общая негативная оценка его деятельности без ее обоснования подлежащими проверке фактами; в ином случае могли бы произвольно ставиться под сомнение результаты выборов;
- во избежание необоснованного отзыва должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала отзыва - не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах;
- процентные показатели, определяющие минимальное число голосов избирателей, необходимое для осуществления отзыва, должны гарантировать от необоснованного противопоставления голосования по отзыву волеизъявлению избирателей на муниципальных выборах: за отзыв должно проголосовать по крайней мере не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.
Рассмотрение практики законодательного регулирования механизма отзыва выборного лица позволяет сделать вывод, что отзыв является "зеркальным отражением" механизма выборов. Из этого следует, что лишить полномочий выборное лицо в случае возникновения предусмотренных законом оснований могут только избиратели посредством прямого волеизъявления, поскольку указанные полномочия этому лицу были делегированы путем прямых выборов.
Согласно действующей редакции Федерального закона N 131-ФЗ, помимо муниципальных выборов глава муниципального образования может избираться представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1 части 2 статьи 36). Такое избрание главы муниципального образования в понимании и Федерального закона N 67-ФЗ, и Федерального закона N 131-ФЗ муниципальными выборами не является. Соответственно на них институт отзыва не распространяется. К указанным глава могут применяться иные меры ответственности, установленные частью 6.1 статьи 36, статьями 74 и 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Аналогичной позиции придерживается и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что каких-либо норм, однозначно указывающих, что в отношении этих лиц невозможно применить институт отзыва, в Федеральном законе N 131-ФЗ нет. В связи с этим Комитет в настоящее время прорабатывает вопрос о внесении в Федеральный закон N 131-ФЗ соответствующих изменений.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.