Должен ли быть расторгнут контракт с главой местной администрации в связи вступлением в силу обвинительного приговора суда? Может ли впоследствии указанное лицо быть принято, в том числе и на прежнюю должность по конкурсу?
Расторжение трудового договора с муниципальным служащим, осужденным к наказанию, возможно исключительно по основаниям, предусмотренным положениями Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), а также нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.
Очевидно, что возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы исключается в случае осуждения и лишения свободы, лишению права занимать определенные должности, аресту и т.д. При этом в такой ситуации возможно увольнение муниципального служащего по пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона N 25-ФЗ в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона N 25-ФЗ со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона (осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу). Этот вариант допустим, поскольку осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, рассматривается в Федеральном законе N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, а пункт 3 части 1 статьи 19 указанного федерального закона допускает увольнение в случае несоблюдения таких ограничений.
Помимо этого увольнение возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 83 ТК РФ, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта), а указанный пункт прямо предусматривает прекращение трудового договора в случае осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
Что касается положений статьи 5 Федерального закона N 25-ФЗ, декларирующей взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, то следует подчеркнуть, что указанные нормы являются нормами - принципами и не устанавливают оснований для увольнения муниципальных служащих.
Факт того, что пунктом 2 указанной статьи Федерального закона N 25-ФЗ установлено единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы не отменяет специфики этих ограничений и обязательств, присущих каждому из данных видов публичной службы.
Таким образом, расторжение трудового договора с муниципальным служащим, осужденным к условному наказанию, не исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, а также не исключающему возможность продолжения прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, представляется правомерным.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Тем самым законодатель вывел главу местной администрации в этой части из-под общего регулирования, содержащегося в Федеральном законе N 25-ФЗ и Трудовом кодексе Российской Федерации, установив специальное регулирование в Федеральном законе N 131-ФЗ.
Вопросам досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, расторжения с ним контракта посвящены части 10 и 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ. При этом обращаем Ваше внимание на то, что часть 10 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ содержит основания для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, а частью 11 этой статьи урегулирован порядок расторжения контракта с главой местной администрации. Расторжение контракта возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 36, пункту 7 части 10 статьи 37, пункту 5 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ вступление в законную силу обвинительного приговора суда является основанием досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Причем данные нормы являются императивными и не зависят от вида наказания, назначенного судом.
В связи с возникшим у Вас вопросом, обращаю Ваше внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, заявленную в Определении от 15.04.2008 N 285-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 6 статьи 36 и пунктом 5 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В указанном Определении в частности отмечалось, что Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70-72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом N 131-ФЗ досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда.
Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании Федерального закона N 131-ФЗ и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44).
Решение уполномоченного органа (по общему правилу - представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям. В то же время досрочное прекращение полномочий депутата или иного выборного должностного лица по рассматриваемому основанию не затрагивает его конституционный статус как гражданина и не лишает возможности вновь быть избранным в органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.
Также необходимо обратить внимание на то, что указанное выше основание досрочного прекращения полномочий связано исключительно с нарушением норм уголовного законодательства. К сожалению, в правоприменительной практике нередки случаи применения данного основания при совершении административного правонарушения. Это является неверным. В нормах пункта 6 части 6 статьи 36, пункта 7 части 10 статьи 37, пункта 5 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ используется слово "приговор". Согласно часть 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном в федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, в силу прямого действия Конституции Российской Федерации надлежащим доказательством в подтверждение факта совершения преступных действий является вступивший в законную силу приговор суда.
Приговор как институт процессуального права является важнейшим актом правосудия, в котором в наиболее полной форме реализуется процессуальная функция суда - функция разрешения уголовного дела. Никаким другим актом не может быть установлена вина лица в совершении преступления, а лицо подвергнуто уголовному наказанию.
Обращаю Ваше внимание, что такая форма процессуального решения как "приговор" используется только применительно к деяниям, наказание за которые предусмотрено в уголовном законодательстве. Она не используется при рассмотрении дел в гражданском и арбитражном судопроизводстве, при совершении административных правонарушений, при привлечении лица к дисциплинарной ответственности.
Исходя из вышеизложенного, еще раз хотелось бы отметить, что досрочное прекращение полномочий главы местной администрации в связи вступлением в силу обвинительного приговора суда связано с нарушением указанным лицом норм уголовного законодательства.
Таким образом, в случае нарушения главой местной администрации норм уголовного права и, как следствие этого, осуждения к наказанию в виде штрафа (даже если дополнительное наказание не было предусмотрено) контракт с ним должен быть расторгнут.
Впоследствии указанное лицо может быть принято, в том числе и прежнюю должность по конкурсу, если наказание не препятствует исполнению должностных обязанностей.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.