Возможно ли назначение органами государственной власти субъектов Российской Федерации на должность главы муниципального образования, лица, являющегося главой местной администрации (сити-менеджером), назначаем на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности?
Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ расширено число возможных способов избрания глав муниципальных образований, а также вариантов исполнения ими полномочий главы местной администрации. В частности, Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ установлен способ избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом избранный таким образом глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию. Как показывает анализ практики правоприменения, в ряде случаев наличие в структуре органов местного самоуправления одновременно и главы муниципального образования как высшего должностного лица, и главы местной администрации может порождать конфликтные ситуации и коллизии в практике управления муниципальным образованием, сложно разрешимые в рамках уже закрепленных в законодательстве моделей организации местного самоуправления. В связи с этим расширение вариативности этих моделей представляется актуальным.
При этом необходимо обратить внимание, что по данному способу избрания главы муниципального образования количество кандидатур, представляемых конкурсной комиссии представительному органу муниципального образования, должно быть не менее двух - в Федеральном законе от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ использовано множественное число; требования, предъявляемые к данным кандидатурам, должны ограничиваться избирательным законодательством (требования к возрасту кандидата, наличие у него дееспособности, гражданства Российской Федерации и пр.). Каждый гражданин, отвечающий этим требованиям, может представить свою кандидатуру на рассмотрение конкурсной комиссии. При этом заседания конкурсной комиссии должны быть открытыми, а дата, время и место их проведения должны быть опубликованы, например, не менее чем за три дня до заседания комиссии.
Следует также отметить, что представительный орган муниципального образования может не избрать в качестве главы муниципального образования ни одного из кандидатов представленных конкурсной комиссией, то есть решение об избрании или не избрании главы зависит исключительно от волеизъявления депутатов представительного органа муниципального образования. Нарушение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанного порядка избрания главы муниципального образования либо принятие решения о его назначении неправомерно.
Таким образом, нормы Федерального закона N 8-ФЗ не предусматривают возможность назначения органами государственной власти субъектов Российской Федерации на должность главы муниципального образования, лица, являющегося главой местной администрации (сити-менеджером), а устанавливают новый дополнительный способ избрания главы муниципального образования представительным органом такого муниципального образования в соответствии с требованиями избирательного законодательства Российской Федерации. При этом с учетом мнения населения муниципальных образований, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные способы избрания главы муниципального образования, предусмотренные часть 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.