Возможно ли закрепить в уставе муниципального образования норму, согласно которой представительный орган муниципального образования либо глава муниципального образования согласовывают кандидатуры на должность заместителя руководителя местной администрации?
Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия представительного и исполнительного органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения разграничиваются уставом муниципального образования (часть 8 статьи 22, часть 8 статьи 25, часть 3 статьи 34, часть 11 статьи 35, часть 1 статьи 37, пункт 5 части 1 статьи 44). В Федеральном законе N 131-ФЗ установлены отдельные полномочия представительного органа и исполнительно-распорядительного органа с целью обеспечения гарантий осуществления местного самоуправления.
При разграничении полномочий следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов - к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов подготовленных администрацией, контроль и оценку исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами и т.п., а к полномочиям местной администрации следует относить исполнительно-распорядительные функции.
Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральный закон от 07 мая 2009 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличил ответственность главы муниципального образования за обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В связи с этим правомерно включить в полномочия главы муниципального образования, избранного из состава представительного органа, в частности, согласование с ним проектов решений по отдельным значимым вопросам. Таким, например, как согласование назначения на должность и освобождения от должности заместителей главы администрации муниципального образования, согласование распределения обязанностей между ними; согласование постановлений и распоряжений администрации муниципального образования, принятие которых влечет расходование средств бюджета муниципального образования, не регламентированных правовыми актами муниципального образования; осуществление текущего контроля за исполнением национальных и региональных проектов, муниципальных долгосрочных и ведомственных программ, а также за расходованием бюджетных средств по исполнению администрацией своих полномочий.
При этом обращаем Ваше внимание на то, что в уставе не следует закреплять слишком большое количество согласований, поскольку это ограничивает полномочия главы администрации и на практике может привести к конфликтной ситуации.
Что касается возможного согласования кандидатуры на должность заместителя руководителя местной администрации с представительным органом муниципального образования, то Федеральным законом N 131-ФЗ это также не запрещено. И в данном случае следует исходить из компетенции представительного органа.
К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ). Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ). Следовательно, местная администрация подконтрольна представительному органу муниципального образования. Непосредственно Федеральным законом N 131-ФЗ также закреплена подотчетность и подконтрольность представительному органу главы местной администрации, осуществляющего полномочия на основе контракта (часть. 6.1 статьи 37), предусмотрено ежегодное представление главой местной администрации, осуществляющим свои полномочия на основе контракта, отчетов о результатах не только своей деятельности, но и деятельности местной администрации в целом (часть 11.1 статьи 35, частью 6.1 статьи 37). Глава местной администрации не является самостоятельным органом местного самоуправления, а входит в состав местной администрации в качестве ее руководителя - должностного лица, возглавляющего местную администрацию, обеспечивающего осуществление местной администрацией возложенных на нее полномочий.
Закон также подчеркивает, что глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия (абзац 2 части 1 статьи 37). Однако это не запрещает согласовывать кандидатуры на должность его заместителей. Единоначалие, в противовес коллегиальности, - такой принцип управления, при котором руководитель лично принимает решения от имени органа в целом и несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого органа. Это означает, что глава местной администрации единолично действует и принимает решения от имени местной администрации, в частности издает правовые акты местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
На основании вышеизложенного, с нашей точки зрения, наличие в уставах муниципальных образований положения о согласовании с представительным органом муниципального образования кандидатур заместителей главы местной администрации не противоречит действующему законодательству.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.