Правовое регулирование наружной рекламы
С.П. Гришаев,
заведующий кафедрой гражданско-правовых
дисциплин Института гуманитарного образования и
информационных технологий, профессор,
кандидат юридических наук
Журнал "Гражданин и право", N 3, март 2017 г.
Термин "наружная реклама" произошел от английского outdoor, что означает "за дверью дома" или "вне помещения". Наружная реклама может встречаться в самых различных местах: на автострадах, в парках, пешеходных зонах, на парковках крупных магазинов. Таким образом, носители рекламной информации всегда находятся в местах публичных - на "открытом воздухе", они открыты для восприятия в любое время дня и ночи независимо от выходных и тому подобных условий.
Как отмечено А.Н. Петриченко, наружная реклама является эффективным и доступным информационным средством, и, как показывают последние исследования, эта "отрасль рекламного дела" занимает стабильное третье место после телевизионной и печатной рекламы. Во многом это объяснимо простым визуальным характером воздействия рекламных данных на аудиторию*(1). Иногда наружная реклама носит гибридный характер, совмещая стационарные рекламные конструкции со средствами аудиовизуального показа (реклама на крупноформатных жидкокристаллических дисплеях на улицах).
В Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"*(2) (далее - Закон "О рекламе") наружной рекламе посвящена статья 19, согласно п. 1 которой распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Таким образом, в указанном пункте вводится обобщающее понятие рекламной конструкции, на которой и размещается наружная реклама (ранее в Законе "О рекламе" отсутствовало упоминание о проекционной рекламе как разновидности рекламных конструкций).
В указанном пункте также вводится понятие владельца рекламной конструкции, которое шире, чем понятие собственника, поскольку включает в себя субъектов других вещных прав, например права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (Российская Федерация или ее субъект) или муниципальное образование. Объектами права хозяйственного ведения является те виды имущества (в том числе здания, сооружения, станки и т.д.), которые были переданы предприятию собственником, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.
Для рекламных конструкций характерны такие признаки, как длительный срок использования и привязка к определенному объекту недвижимости. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение - на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации и расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.
Следует иметь в виду, что в некоторых случаях в качестве рекламных конструкций используются транспортные средства, которые не используются по прямому назначению, а фиксируются в определенном месте (п. 2 ст. 20 Закона "О рекламе"). Такого рода использование транспортных средств является нарушением законодательства о рекламе и влечет административную ответственность. Так, согласно п. 2 ст. 14.38 КоАП РФ, использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате чего транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Законодатель установил исключительно целевое назначение рекламных конструкций: они должны использоваться только в целях распространения коммерческой или социальной рекламы (п. 2 ст. 19 Закона "О рекламе"). Соответственно они не должны использоваться для распространения политической рекламы.
Следует отметить, что законодательное регулирование политической рекламы отсутствует. Единственное упоминание о ней содержится в Законе "О рекламе", где в ст. 2 указано, что действие данного закона не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.
Основной разновидностью политической рекламы следует считать предвыборную агитацию, но ее определение в Законе "О рекламе" также отсутствует. Представляется, что ее нужно рассматривать как информацию, распространяемую участниками избирательного процесса, о кандидатах на должность Президента РФ, о кандидатах в депутаты и на иные государственные выборные должности с целью формирования общественного мнения как "за", так и "против" тех или иных кандидатов. Таким образом, ее основная цель - побуждение людей к участию в политических процессах в соответствии со ст. 3 Конституции РФ. Положения Закона "О рекламе" на нее прямо не распространяются (в частности, в ст. 10 посвященной социальной рекламе, о ней не упоминается).
Таким образом, по мнению П.А. Дюдиной, будучи упомянутой лишь раз, политическая реклама отождествляется с предвыборной агитацией, причем, исходя из смысла данной нормы, политическая реклама есть категория общая, а предвыборная агитация рассматривается как разновидность политической рекламы*(3). То есть в контексте Закона "О рекламе" любая предвыборная агитация есть политическая реклама, однако не любая политическая реклама обязательно является предвыборной агитацией.
Предвыборная агитация активно применяется в период предвыборных кампаний. При этом используются все возможные способы доведения ее до избирателей, и в частности использование рекламных конструкций. Необходимо иметь в виду, что во время предвыборных кампаний рекламные конструкции, предназначенные для коммерческой и социальной рекламы, широко используются в интересах отдельных депутатов.
Однако следует иметь в виду, что, как отмечает В.В. Мельников, в свое время Центральная избирательная комиссия обратилась в ФАС РФ за разъяснениями, можно ли использовать объекты наружной рекламы в политических целях, на что антимонопольное ведомство однозначно дало отрицательный ответ*(4). В пояснительном письме было отмечено следующее: размещение политической информации от партий на рекламных конструкциях даже в форме социальной рекламы невозможно, так как приходит в противоречие с ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О рекламе".
В Законе обозначены три вида действий, которые осуществляются в наружной рекламе: установка, эксплуатация и монтаж-демонтаж рекламной конструкции, на которой она размещена. При этом для установки рекламной конструкции необходимо заключение договора с собственником территории, на которой будет установлен рекламоноситель, и получение разрешения в органе местного самоуправления на срок действия договора. Вместе указанный договор и разрешение получили название разрешительной документации.
В п. 5 ст. 19 Закона "О рекламе" указывается, что субъекты РФ должны устанавливать предельные сроки договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Такие сроки не могут быть менее пяти лет и более десяти лет. Однако конкретные сроки договоров устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального района (городского округа) в границах предельных сроков в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, а также применяемых технологий демонстрации рекламы.
Эксплуатация рекламной конструкции - это ряд технических действий, включающих регулярную замену изображения, обслуживание электроосветительной арматуры, ремонт экспонирующей поверхности, поддержание внешнего вида самой конструкции и т.д. Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (п. 9 ст. 19 Закона "О рекламе"). Указанное разрешение выдается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При установке рекламных конструкций рекламораспространитель обычно заключает договор подряда с подрядчиком на ее установку. В случае допущенных правонарушений ответственность возлагается на обе стороны. Так, в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"*(5) отмечено, что, рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, может являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции.
Именно для рекламных конструкций характерны конфликтные ситуации, когда вывески ошибочно рассматриваются в качестве рекламных конструкций. В этой связи следует учитывать положения п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"*(6), согласно которым при входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании. В некоторых случаях местные органы власти пытаются запретить размещение над входом в офисы конструкции с уличной вывеской, в которой указано наименованием фирмы, считая, что таким образом нарушается законодательство о рекламе.
В подобных ситуациях следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"*(7) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения не может рассматриваться как реклама.
Установлен запрет на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. В случае нарушении этого запрета предусмотрена административная ответственность. Так, согласно ст. 14.38 КоАП размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Действующий ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений"*(8) запрещает установку рекламы:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок на разных уровнях, на мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и на пересечениях автомобильных дорог или улиц на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
Следует отметить, что определенные ограничения введены в отношении наружной рекламы на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Эти ограничения связаны с размещением наружной рекламы, связанных с недопущением ограничения видимости дорожных знаков и иных технических средств организации дорожного движения.
Существовавшие ранее нормы ГОСТ Р запрещали устанавливать наружную рекламу на аварийно опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в туннелях, над путепроводами и т.д. Теперь запрещено также устанавливать конструкции на разделительных полосах, в пределах границ транспортных развязок и наземных пешеходных переходов.
Эксплуатация рекламной конструкции - это ряд технических действий, включающих регулярную замену изображения, обслуживание электроосветительной арматуры, ремонт экспонирующей поверхности, поддержание внешнего вида самой конструкции и т.д. Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (п. 9 ст. 19 Закона "О рекламе"). Указанное разрешение выдается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При установке рекламных конструкций обычно заключается договор подряда на такую установку. В случае нарушения законодательства о рекламе в подобных случаях отвечать должны обе стороны договора. Так, в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 отмечено, что, рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, может являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции.
Кроме того, нормы ГОСТ Р содержат полный запрет на размещение наружной рекламы посредством перетяжек над проезжей частью и по обочинам дорог. Установлено, что при внутреннем и наружном освещении наружной рекламы ее фотометрические характеристики (освещенность, яркость) не только не должны превышать аналогичные характеристики дорожных знаков, но и должны быть на четверть ниже последних.
Договор на размещение рекламной конструкции, расположенной на недвижимом имуществе, может заключаться не только с собственником этой недвижимости, но и с субъектами права хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, обозначенной в п. 19 постановления от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в случае смены собственника рекламной конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее установку либо получать новое разрешение.
Возможны ситуации, когда недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передается в доверительное управление. Речь идет о заключении предусмотренного ГК РФ договора доверительного управления.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона учредитель управления передает другой стороне - доверительному управляющему на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах другого лица - выгодоприобретателя (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).
Этот договор представляет собой самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, и последний обязан во всех сделках с третьими лицами указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего, т.е. подчеркивая тем самым, что сделка совершается не в его личных интересах, а в интересах третьего лица. Несмотря на это, доверительный управляющий не является представителем, поскольку действует от собственного имени.
В ходе доверительного управления осуществляется использование вверенного доверительному управляющему имущества, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника (управомоченного лица) или выгодоприобретателя как юридических, так и фактических действий с целью получения соответствующего дохода.
Согласно п. 7 ст. 19 Закона "О рекламе", в случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.
На период действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.
Наружная реклама нередко размещается на стенах и крышах многоквартирных домов. При этом нередки случаи, когда рекламные баннеры устанавливаются без какого-то ни было согласования с жильцами или с организациями, осуществляющими их обслуживание. В некоторых случаях такая реклама напрямую нарушает права жильцов по пользованию жилыми помещениями: например, рекламный баннер закрывает окна жилых помещений или же подсветка рекламной конструкции бьет прямо в окна.
Порядок установки подобной рекламы регулируется статьей 19 Закона "О рекламе". Ранее действовавшая редакция этой статьи довольно подробно регулировала вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако в ней не были решены аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В частности, при установке рекламных конструкций на жилых домах не учитывалось, что в соответствии со ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК РФ крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, а также иные объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. Соответственно решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам (в том числе для размещения на нем рекламных конструкций) должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме. На практике же договоры либо вообще не заключались, либо заключались с местной администрацией, которая не имела правомочий давать разрешение.
Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Закона "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органы местного самоуправления принимали решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. В договорах использовалось противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию".
Кроме того, из-за отсутствия прямого указания в ЖК РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах представляет собой решение о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 ЖК РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
В результате договоры о размещении рекламных конструкций заключались с лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, чем нарушались права и законные интересы собственников общего имущества, используемого для размещения наружной рекламы.
Нарушалось не только закрепленное ЖК РФ исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом, но и их право на получение дохода от передачи имущества в пользование. В случаях, когда решение о размещении рекламных конструкций принимали органы местного самоуправления, доход по заключенному договору поступал, как правило, в бюджет муниципального образования.
В настоящее время ситуация изменилась и в п. 5 ст. 18 Закона "О рекламе" отмечено следующее: установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако большинство жильцов, которые заключают договор с управляющей компанией, даже не подозревают, что они передают ей право установки на их здании рекламной конструкции. В соответствии с положениями Закона "О рекламе" и ЖК РФ, чтобы принять решение о заключении договора на установку рекламной конструкции, необходимо провести общее собрание собственников помещений, которое должно поддержать такое решение. Однако на практике в большинстве случаев такого не происходит, к тому же собрание жильцов не в состоянии провести какие-либо конкурсные процедуры, связанные с выбором компании-оператора рекламоносителя.
Некоторые товарищества собственников жилья выходят из положения, включая в договор управления многоквартирным домом пункт о праве от имени собственников принимать решения о разрешении на установку рекламоносителей и взимать за это плату.
Изменения были внесены и в ЖК РФ. В ст. 44 Кодекса пункт 3 был изложен в следующей редакции: к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. К тому же в п. 2 указанной статьи отмечено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.
Порядок получения согласия собственников жилых помещений установлен в ст. 46 ЖК РФ, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обязательно для всех собственников помещений, в том числе тех, которые не участвовали в голосовании.
С целью борьбы с коррупцией и пополнения доходов местных бюджетов разрешения на размещение наружную рекламу должны выдаваться на основании публичных торгов (аукционов или конкурсов). Так, согласно п. 5.1 ст. 19 Закона "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с п. 5.8 ст. 19 Закона "О рекламе" схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. Под применимым в данном случае законодательством имеется в виду статья 447 ГК РФ, определившая порядок заключения договоров на торгах.
В п. 5.6 ст. 19 Закона "О рекламе" особо подчеркивается, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия указанного договора.
Согласно п. 5.8 ст. 19 Закона "О рекламе", роль органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов сводится к тому, что они утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Законодатель особо подчеркивает, что отношения с органами власти строятся на равноправных началах и произвольно расторгнуть договор с владельцем рекламной конструкции они не могут. Однако есть ряд случаев, когда органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа может быть принято решение об аннулировании разрешения. Так, согласно п. 18 ст. 19 Закона "О рекламе", органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных пунктами 5.1, 5.6 и 5.7 настоящей статьи, либо если результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных пунктом 9.3 настоящей статьи.
Особым образом регулируется наружная реклама на объектах культурного наследия. Это обусловлено тем, что нередко размещение рекламы на памятниках истории и культуры причиняет им вред. В связи с этим статья 19 Закона "О рекламе" была дополнена пунктом 3.1, согласно которому размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"*(9), с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим законом.
Следует отметить, что в последнее время большую актуальность приобрели вопросы правовой охраны памятников истории и культуры. Проблемы заключаются, во-первых, в том, что в некоторых случаях трудно определить, кто является собственником того или иного памятника культуры: Российская Федерация в целом или субъекты Федерации (больше всего таких споров возникает по поводу исторических объектов, расположенных в Москве). Во-вторых, полемика возникает по поводу того, нужна ли в принципе передача из государственной в частную собственность памятников культуры. Наконец, иногда трудно определить, является ли тот или объект памятником истории и культуры вообще.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества. Определение недвижимости дано в ст. 130 ГК РФ. Из этого определения следует, что речь идет о вещах, т.е. о материальных, физически осязаемых объектах, имеющих экономическую форму товара. Недвижимость является особой разновидностью вещей. Ее специфика заключается в том, что это всегда индивидуально определенная вещь.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Петриченко А.Н. Социальная наружная реклама // Реклама и право. 2006. N 1. С. 18.
*(2) См.: Российская газета. 2006. 15 марта.
*(3) См.: Дюдина П.А. Политическая реклама: цели и средства (к проблеме конституционно-правового регулирования) // Реклама и право. 2008. N 2. С. 16.
*(4) См.: Мыльников В.В. Проблемы понятия политическая реклама // Реклама и право. 2008. N 2. С. 22.
*(5) См.: Вестник ВАС РФ. 2012. N 12.
*(6) См.: Российская газета. 2007. 10 января.
*(7) См.: Российская газета. 1996. 16 января.
*(8) См.: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2016. N 2.
*(9) См.: Российская газета. 2002. 29 июня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гришаев С.П. Правовое регулирование наружной рекламы
С.П. Гришаев - заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института гуманитарного образования и информационных технологий, профессор, кандидат юридических наук
Статья посвящена одному из наиболее распространенных видов рекламы - наружной рекламе. В Законе о рекламе ей посвящена ст. 19, которая достаточно подробно регулирует порядок установки и использования наружной рекламы.
В статье анализируется обобщающее понятие рекламной конструкции, на которой размещается наружная реклама, и владельца рекламной конструкции.
Правовое регулирование наружной рекламы
Автор
С.П. Гришаев - заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института гуманитарного образования и информационных технологий, профессор, кандидат юридических наук
Журнал "Гражданин и право", 2017, N 3