В отношении органов местного самоуправления муниципального района ранее было вынесено решение суда по созданию полигона ТБО. Имеется исполнительный лист. Однако в настоящее время полномочия в данной сфере отнесены федеральным законом к компетенции субъектов Российской Федерации. Как должно быть исполнено решение суда?
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Новая редакция указанного пункта вступила в силу с 1 января 2016 года. Аналогичное полномочие органов местного самоуправления муниципального района по решению рассматриваемого вопроса местного значения закреплено и отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
При этом сама организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами определены и Законом Краснодарского края от 13 марта 2000 г. N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления".
Тем самым, в настоящее время законодательно закреплено только участие органов местного самоуправления муниципального района в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. При этом организация указанной деятельности отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должна устанавливаться соответствующими правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Также полагаем необходимым отметить, что порядок процессуального правопреемства определен статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс). Согласно данной норме правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Следовательно, правопреемство возможно и на стадии исполнения решения. Вопрос о замене стороны правопреемником рассматривается судом по заявлению заинтересованного лица или судебного пристава-исполнителя в судебном заседании, о времени и месте которого извещаются стороны и судебный пристав-исполнитель. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г.).
При этом необходимо учитывать и позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 11 декабря 2012 г. N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений". Согласно пункту 2 указанного Постановления правом на обращение в суд с заявлением, представлением о пересмотре в порядке главы 42 Гражданского процессуального кодекса вступивших в законную силу судебных постановлений обладают участвующие в деле лица, а также другие лица, если судебными постановлениями разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
Кроме того, согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.