Глава муниципального района оформил нотариальную доверенность главе сельского поселения в составе района на осуществление на совершение действий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Законно ли это?
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Других механизмов передачи полномочий законодательство не предусматривает.
Из этого, следует, во-первых, что передаваться могут лишь полномочия по вопросам местного значения. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено за органами местного самоуправления муниципальных районов пунктом 10 статьи 3 Федерального закона 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не относится к вопросам местного значения, установленным статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Соответственно, данные полномочия не могут передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений.
Во-вторых, передача полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений в ином порядке, чем заключение соответствующих соглашений, недопустимо. В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; иные органы, юридические лица и граждане могут выступать от их имени только в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Соответственно, возложение, в т.ч. по доверенности, отдельных обязанностей в рамках полномочий органов местного самоуправления на лиц, не относящихся к должностным лицам этих органов, не основано на законе.
Соответственно, передача отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, путем выдачи главой муниципального района доверенности главе муниципального образования поселения, не соответствует закону.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.