Как определяется плата за получение земельного участка инвалидами и семьями, имеющими в своем составе инвалидов?
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Таким образом, льготный порядок предоставления земельных участков указанной категории граждан заключается лишь в предоставлении им возможности первоочередного получения земельных участков, в остальном земельные участки предоставляются им на общих основаниях. Каких-либо особенностей в определении платы за земельный участок законодательством не установлено. В частности, Минэкономразвития России разъяснял, что в настоящее время законодательство не устанавливает возможности приобретения инвалидами земельных участков бесплатно. Такая возможность может быть предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации. При отсутствии таких положений в законе субъекта Российской Федерации земельные участки предоставляются на возмездной основе (например, Письмо от 23 августа 2011 г. N ОГ-Д23-1037).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду; предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1, а для целей, не связанных со строительством - в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Этими положениями также предусмотрена возможность предоставления земельных участков как в собственность, так и в аренду. Порядок определения платы за землю и оценки земли установлен статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не указан вид права, на котором инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, могут получить земельные участки, таковые могут предоставляться как в собственность, так и в аренду на общих основаниях. От этого зависит и решение вопроса о форме и порядке определения платы за землю.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), а за земли, государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). При этом должны соблюдаться основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582. Указанными принципами, в частности, закреплена возможность определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок определения цены земельного участка и арендной платы в случае продажи на аукционе установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков". Однако обращаем внимание, что согласно разъяснениям Минэкономразвития России инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельные участки в первоочередном порядке предоставляются без проведения аукциона (например, Письмо от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-970).
Для случаев предоставления земельного участка в собственность без проведения аукциона какие-либо общие требования к порядку определения цены земельного участка не установлены. Определение цены земельного участка относится к полномочиям собственника такого участка. Соответственно, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, цена продажи устанавливается органами местного самоуправления, а за земли, государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом необходимо руководствоваться положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. С учетом положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков в данном случае применяться не может.
Таким образом, порядок определения платы в связи с предоставлением земельного участка гражданам, в том числе инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, зависит от ряда обстоятельств: право, на котором предоставляется земельный участок (собственность или аренда), цели предоставления земельного участка (жилищное строительство или иные цели), собственность на землю (муниципальная, неразграниченная государственная), порядок определения цены и арендной платы за землю в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актах. В частности, арендная плата может определяться в том числе на основе кадастровой стоимости земельного участка, а выкупная плата - только на основе рыночной стоимости, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. При этом инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, должно быть обеспечено предоставление земельных участков на основаниях, как минимум, не хуже общих.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.