Какие вопросы местного значения и права по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, поселения могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципального района?
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Из этого следует, что передаваться могут лишь отдельные полномочия, а не вопросы местного значения в полном объеме, и что передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений. Каких-либо ограничений по кругу полномочий, подлежащих передаче, закон не содержит.
В ряде иных законодательных положений дополнительно оговаривается о возможность передачи на уровень муниципальных районов полномочий органов местного самоуправления поселений: по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей (пункт 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"); по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения (часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"); по разработке прогноза социально-экономического развития поселения (статья 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, органы местного самоуправления поселения могут передать органам местного самоуправления муниципального района часть своих полномочий по решению любых вопросов местного значения. Единственное исключение в настоящее время установлено статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием иному муниципальному образованию.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи лишь полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Соответственно, права органов местного самоуправления поселения по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений (статья 14.1 указанного Федерального закона), не могут передаваться ими органам местного самоуправления муниципального района на основе соглашений. Данные правомочия осуществляются органами местного самоуправления в добровольном, а не обязательном порядке, за счет средств местного бюджета при наличии финансовой возможности. При этом следует учитывать ограничение, установленное пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.