Возможно ли обязать собственников жилья индивидуальной застройки самостоятельно заключать соответствующие договоры со специализированными компаниями на вывоз бытовых отходов?
Действительно, для сбора и вывоза бытовых отходов с территорий индивидуальной застройки собственникам необходимо самостоятельно заключать соответствующие договоры со специализированными компаниями. Добросовестные и ответственные собственники в той или иной форме данные действия совершают, но несмотря на это, несанкционированные свалки бытовых отходов продолжают появляться на территории муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
При этом частями 1-3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрены следующие принципы охраны окружающей среды: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды
В соответствии со статьями 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных образований отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории.
Иными словами муниципальные образования вправе расходовать бюджетные средства на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов. Однако, по нашему мнению, это не решает проблему кардинально.
Вместе с тем, возможность закрепления на федеральном уровне обязанности собственников индивидуального частного сектора в обязательном порядке заключать договоры на вывоз бытовых отходов представляется нереализуемой. Как Вы правильно отметили в обращении, принуждение собственника к заключению договора со специализированной организацией противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (а также смыслу и духу всего гражданского законодательства), которая провозглашает свободу договора.
С другой стороны, безответственные действия отдельных собственников объективно ухудшают экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на жилой территории муниципальных образований.
В этой связи следует отметить, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, решение этой проблемы возможно в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по установлению мер административной ответственности.
При этом следует учитывать, что ряд мер административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования уже установлены федеральным законодательством, установление подобных мер на региональном уровне неправомерно. Установление административной ответственности в этом случае породит коллизии и несогласованность региональных и федеральных норм, снизит уровень правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Вместе с тем, по нашему мнению, самым действенным вариантом будет внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, направленных на установление мер ответственности в отношении нарушителей с одновременным наделением органов местного самоуправления правом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.