Обязаны ли органы местного самоуправления осуществлять вывоз мусора с лесных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории поселения?
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В контексте главы 3 Федерального закона термин "организация" означает обращенное к органам местного самоуправления требование по созданию системы, обеспечивающей сбор бытовых отходов и мусора и их дальнейший вывоз. Решение указанного вопроса местного значения может осуществляться как силами муниципальных предприятий и учреждений, так и путем размещения муниципального заказа, привлечения частных подрядчиков.
По смыслу статьи 11 Федерального закона в состав территории муниципального образования входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Однако данная норма не может считаться основанием вменения органам местного самоуправления в обязанность осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местных бюджетов с любых участков.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять финансирование за счет средств местного бюджета вывоза бытовых отходов и мусора с территорий общего пользования, с улиц, обочин дорог, с общедоступных контейнерных площадок и т.п., если это предусмотрено муниципальными правовыми актами. Кроме того, поскольку в соответствии с нормой части 2 статьи 1 Федерального закона решение вопросов местного значения обеспечивается исходя из интересов населения, муниципальные правовые акты в порядке абзаца 2 части 5 статьи 20 Федерального закона могут предусматривать очистку от мусора и земельных участков, находящихся в частной собственности. В то же время оказание подобных мер социальной поддержки и социальной помощи в отношении юридических лиц, равно как и публично-правовых образований законодательством не допускается.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (пункт 4 части 1 статьи 55 Кодекса) осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах. Данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов, осуществление которых в соответствии с частью 1 статьи 83 Кодекса передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление таких переданных полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
С учетом изложенного, требование осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с участков лесного фонда за счет средств местных бюджетов следует признать не соответствующим действующему законодательству.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.