Относится ли ведение похозяйственных книг к полномочиям органов местного самоуправления? Органы местного самоуправления какого уровня должны вести их применительно к межселенным территориям?
В первоначальной редакции Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (статья 8) содержалась норма общего характера о том, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, а порядок их ведения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" нормы, касающиеся ведения похозяйственных книг были существенно детализированы. При этом в отдельных сферах уже имеются дополнительные нормативные правовые акты. Так, приказом Росрегистрации от 29 августа 2007 года N 146 утверждена форма выписки из похозяйственной книги для подтверждения факта предоставления гражданину приусадебного участка. Приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 года N 345 утверждены форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и городских округов, на территории которых имеются личные подсобные хозяйства.
Понятие "похозяйственная книга" было введено в законодательство Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 января 1934 года N 185 "О первичном учете в сельских советах". Ведение сельскими (поселковыми) Советами народных депутатов похозяйственных книг было предусмотрено частью 3 статьи 9 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако данный закон утратил силу с 17 июня 2003 года.
В нынешней правовой ситуации все сведения, которые могут быть включены в похозяйственную книгу, уже накапливаются и обрабатываются (или потенциально могут быть собраны) в различных информационных системах. Так сведения об объектах недвижимости в содержаться в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные о скоте могут быть собраны государственной ветеринарной службой Минсельхоза России в ходе ежегодного бесплатного ветосмотра (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ). Таким образом, самостоятельного значения похозяйственные книги в значительной степени лишены.
Комитетом, в рамках работы над проектом федерального закона N 427880-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве", при содействии Всероссийского совета местного самоуправления была обобщена информация о практике ведения похозяйственных книг в 290 муниципальных образованиях 23 субъектов Российской Федерации.
Анализ поступивших материалов показал, что в подавляющем большинстве муниципальных образований (280, 96,6%) похозяйственные книги в настоящее время ведутся. Это подтвердило вывод Комитета об отсутствии правовых препятствий для ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления.
Вместе с тем только 25 муниципальных образований (8,6%) указали на связь похозяйственных книг с решением такого вопроса местного значения как содействие в развитии сельскохозяйственного производства. Главным образом, похозяйственные книги используются для учета населения и земельных ресурсов в целях накопления статистических и архивных данных, упорядочения адресов и др. При этом похозяйственные книги ведутся на все домовладения, а не только на те из них, которые участвуют в сельскохозяйственном производстве.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что похозяйственные книги в современных условиях практически утратили значение инструмента учета деятельности личных подсобных хозяйств по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (значение, предусмотренное Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ).
В связи с этим Комитет полагает целесообразным трансформацию института похозяйственных книг, учитывающих только подсобные хозяйства, во всесторонний учет и анализ информации обо всех аспектах жизни и деятельности муниципального образования, например, путем создания и эксплуатации геоинформационных систем. Преимущество электронного учета и обработки различных показателей с использованием современных программных продуктов, в том числе, для комплексного планирования, подтверждается соответствующим выбором почти 30% муниципальных образований (80 из опрошенных).
С учетом изложенного обоснованным можно считать вывод о том, что по своей сути ведение похозяйственных книг следует относить к полномочиям местной власти, реализация которых в интересах жителей возможна в рамках различных вопросов местного значения. При этом необходимость какого-либо дополнительного регулирования данного вопроса представляется излишней.
Что касается в целом реализации полномочий, которыми обладают поселения, в отношении межселенных территорий, то Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит на этот счет универсальное правило: "органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях" (часть 2 статьи 15).
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.