Каковы особенности разграничения компетенции между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов при решении вопросов местного значения в сфере водоотведения и обращения с отходами?
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения поселений относится только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Понятие отходов в Федеральном законе не дифференцировано в зависимости от их агрегатного состояния и физической формы, в связи с этим функции по сбору и транспортировке реализуются поселениями не только в отношении твердых бытовых отходов. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 одним из видов отходов являются хозяйственно-бытовые стоки и отходы (осадки) из выгребных ям. Вывоз последних осуществляется, например, специализированным ассенизационным автотранспортом (машинами типа АНМ-53, КО-503 и им подобными). При наличии централизованной системы канализации прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения осуществляется в рамках технологического процесса водоотведения (пункт 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167).
Водоотведение относится к вопросам местного значения поселений. Однако сами очистные сооружения канализации обеспечивают обезвреживание отходов, в связи с чем данные объекты сходны по своей сути с мусоросжигательными заводами, полигонами твердых бытовых отходов и иными предприятиями, осуществляющими утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится Федеральным законом к вопросам местного значения муниципальных районов, а сами очистные сооружения следует считать имуществом, предназначенным для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 9 части 3 статьи 50 Федерального закона).
При решении конкретных задач необходимо комплексно применять как нормы Федерального закона, так и специального законодательства, исходить из принципа разумности и целесообразности для рационального использования существующих в муниципальных образованиях материальных ресурсов (имущества), имея в виду, что Федеральный закон предусматривает возможность заключения соглашений о передаче соответствующих полномочий не только от поселений муниципальному району, но и от муниципального района входящим в него поселениям (часть 4 статьи 15 Федерального закона).
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 484225-5 "О водоснабжении и канализовании", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, Е.А. Туголуковым, А.Б. Чиркиным, К.Б. Шипуновым, членом Совета Федерации С.Ю. Орловой. Данный проект направлен на создание правовой основы для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и канализования в Российской Федерации. В ходе работы над данным законопроектом, в числе прочего, предполагается дополнительно проработать и вопрос дифференциации технологического процесса канализования и полномочий органов местного самоуправления в данной сфере, с учетом того, что канализационные сети могут находится в зоне ответственности и (или) собственности одного муниципального образования (например, поселения), а очистные сооружения - другого (например, муниципального района).
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.