Как разграничиваются полномочия в сфере библиотечного обслуживания между муниципальными районами и поселениями и в связи с этим, какое имущество библиотек должно быть передано органами местного самоуправления муниципального района поселениям? Правомерна ли частичная передача последним имущества библиотек (зданий, оборудования) при сохранении в районной собственности библиотечного фонда?
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения муниципальных районов и поселений в составе районов в сфере библиотечного обслуживания носят однотипный характер. К ведению поселений отнесены организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (пункт 11 части 1 статьи 14); к компетенции муниципальных районов - организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов (пункт 19 части 1 статьи 15).
В законодательстве о библиотечном деле не содержится детализации полномочий по решению данных вопросов местного значения в зависимости от типа муниципальных образований. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" не дифференцирует библиотеки на поселенческие и межпоселенческие, не определяет различий между ними. В связи с этим затруднительно определить, какие библиотеки, включая их библиотечный фонд, в силу закона должны находиться в ведении поселений, а каким может быть придан статус межпоселенческих.
Для этих целей могут быть полезны Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов, утвержденные Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. N 229, в которых излагаются возможные модели организации библиотечного обслуживания в условиях установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ разграничения полномочий между муниципальными районами и поселениями. Решение вопроса о передаче библиотеки (полностью или частично) в ведение поселения либо сохранении в компетенции муниципального района решается в каждом конкретном случае с учетом как правового статуса библиотеки на момент разграничения имущества, так и избранной на данной территории модели организации библиотечного обслуживания.
При этом следует иметь в виду, что если библиотека в поселении на момент разграничения имущества являлась самостоятельным учреждением и библиотечный фонд находился у нее на праве оперативного управления, то сохранение данного фонда в ведении района при передаче зданий и оборудования поселениям возможно только при соблюдении установленного Гражданским Кодексом Российской Федерации порядка изъятия учредителем излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества (часть 2 статьи 296) либо после ликвидации или реорганизации библиотеки, в результате которых она лишится статуса самостоятельного юридического лица.
В связи с этим передача поселению части имущества библиотеки (здания, оборудования) при сохранении в распоряжении района библиотечного фонда не может рассматриваться сама по себе как не соответствующая закону, и оценка правомерности таких действий должна осуществляться в каждом конкретном случае с учетом указанных выше факторов.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.