Участвуют ли федеральные органы власти или органы местного самоуправления в выплатах межтарифной разницы ресурсоснабжающим организациям, учитывая, что эти органы влияют на формирование предельных индексов изменения установленных тарифов и размер платы за коммунальные услуги?
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П было признано, что финансовые обязательства по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов (межтарифной разницы), обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, возникают именно у субъекта Российской Федерации, а не у федеральных органов власти или органов местного самоуправления.
Указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации было вынесено при рассмотрении положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, устанавливающего, что организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа.
Во исполнение этого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации федеральным законом от 25 июня 2012 года N 91-ФЗ были дополнены пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15 и пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ словами "в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации" с тем, чтобы исключить вменение в обязанность органов местного самоуправления дополнительных полномочий в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, в том числе по компенсации межтарифной разницы за счет средств местных бюджетов.
Кроме того, необходимо учитывать, что при рассмотрении данного вопроса требуется различать понятия тарифа, предельных индексов изменения действующего тарифа и размера платы за коммунальные услуги.
Тарифом является ценовая ставка (одноставочная или двухставочная), по которой осуществляются расчеты за производимые товары или оказываемые услуги (пункт 23 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Федеральное законодательство в сфере тарифного регулирования и местного самоуправления не содержит каких-либо полномочий органов местного самоуправления по установлению тарифов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения и снабжения топливом населения.
Предельными индексами являются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на отчетный период, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных (уже действующих) тарифов (пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Право на установление предельных индексов изменения действующего тарифа в сфере коммунальных услуг вытекает из конституционных обязанностей государства по государственному регулированию цен, в том числе, с целью недопущения ухудшения социально-экономического положения граждан.
Возможность и необходимость государственного регулирования цен в этой сфере основана на положениях части 2 статьи 34 (не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), пункте "ж" статьи 71 (отнесение к ведению Российской Федерации права по установлению правовых основ единого рынка и основ ценовой политики) Конституции Российской Федерации и отражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 8 июля 2004 года N 255-О, от 8 февраля 2007 года N 288-О-П и от 8 февраля 2007 года N 291-О-П).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (в том числе, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ и Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Как видно из вышеприведенных законоположений, процесс установления непосредственно тарифа и процесс установления предельных индексов их изменения, являются разными правовыми механизмами по своему целевому назначению.
Вместе с тем оба процесса являются взаимосвязанными в общем процессе формирования размера платы за коммунальные услуги. При этом, очевидно, что возникновение межтарифной разницы происходит только в процессе установления тарифов (цен) на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Следовательно, подмена или смешение понятий "тариф", "предельный индекс" и "размер платы за коммунальные услуги" не соответствует законодательству Российской Федерации и не правомерны при анализе рассматриваемой проблемы.
Таким образом, по нашему мнению, анализ федерального законодательства в сфере тарифного регулирования и местного самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что в силу положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П, финансовые обязательства по возмещению ресурсоснабжающим организациям дополнительных расходов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения водоотведения, снабжения населения топливом (межтарифной разницы), обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, возникают именно у субъекта Российской Федерации, а не у федеральных органов власти или органов местного самоуправления.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.