Насколько правомерна организация территориального общественного самоуправления на внутригородской территории городов федерального значения?
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 131) и Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) (часть 1 статьи 10) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородской территории городов федерального значения. Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (вопросов местного значения) осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления.
Федеральным законом N 131-ФЗ предусмотрены особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. Подобные особенности предусматривались и Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этой связи необходимо иметь в виду правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в отношении этих особенностей. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2004 года N 231-О, в Определениях от 10 ноября 2002 года N 281-О и от 5 июня 2003 года N 274-О отмечалось, что недопустимо лишение населения данных городских поселений права на местное самоуправление и установление Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства; что касается соответствующих положений федерального законодательства, предполагающих возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, они носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации и не допускают самостоятельного установления Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления.
В упомянутом Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 274-О также указывалось, что особенности статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - территории которых как субъектов РФ, где в соответствии с прямым указанием Конституции Российской Федерации осуществляется государственная власть (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 77), совпадают с их территориями как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, - предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то, что Федеральный закон N 131-ФЗ не содержит каких-либо ограничений, связанных с осуществлением территориального общественного самоуправления на внутригородских территориях городов федерального значения.
ТОС является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, которое может осуществляться на части территории поселения (статья 27 Федерального закона N 131-ФЗ). Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
В соответствии с нормами части 11 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ порядок организации и осуществления ТОС помимо Федерального закона N 131-ФЗ определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Согласно пункту 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ в уставе муниципального образования должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления. Таким образом вопросы, касающиеся ТОС, должны найти свое отражение в уставах и поселений, и муниципальных районов, и внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) города федерального значения.
Учитывая изложенное, организация ТОС на внутригородской территории города федерального значения правомерна. Запрет или ограничение на организацию территориального общественного самоуправления на указанной территории является нарушением права граждан на осуществление местного самоуправления, закрепленного Конституцией Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.