В период действия Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах РФ были приняты законы, регулирующие местное самоуправление на территории субъекта РФ. В связи с принятием Федерального закона, детально регулирующего полномочия, порядок формирования и деятельность органов местного самоуправления, должны ли субъекты РФ отменить действие указанных законов, как того требуют в некоторых случаях органы прокуратуры в субъектах РФ, ссылаясь при этом на то, что в Федеральном законе не предусмотрено принятие субъектами РФ закона, регулирующего осуществление местного самоуправления на территории субъекта РФ?
В различных положениях Федерального закона имеется более 30 отсылок к законам субъектов РФ и предписаний, возлагающих регулирование тех или иных вопросов на законодательные акты субъектов РФ. При этом в Федеральном законе не указывается, какими именно законами субъектов РФ должны регулироваться эти вопросы и как должны называться указанные законы.
Компетенция субъектов РФ осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по вопросам ведения субъектов РФ установлена положениями статей 73 и 76 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
При этом необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дел о конституционности нормативных правовых актов субъектов РФ исходит из их права осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ в части, не отнесенной к ведению РФ (см., например, постановление КС РФ от 21.06.96 N 15-П, постановление КС РФ от 24.01.97 N 1-П и др.).
Таким образом, полагаем, что запрещение субъектам РФ осуществлять правовое регулирование вопросов совместного ведения РФ и субъектов РФ в части, не отнесенной к ведению РФ, а также не урегулированных положениями Федерального закона, противоречило бы положениям Конституции Российской Федерации.
Следовательно, отсутствие в Федеральном законе прямого предписания о необходимости принятия субъектами РФ законов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в части, не отнесенной к ведению РФ, не может трактоваться как запрет на правовое регулирование этих вопросов субъектами РФ.
Таким образом, закон субъекта РФ, регулирующий осуществления местного самоуправления на территории субъекта РФ, может не признаваться утратившим силу в связи с принятием Федерального закона, но должен быть приведен в соответствие с его положениями.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.